Все четыре колеса

Николай Акритов| опубликовано в номере №1156, июль 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Московский автомобильно-дорожный институт существует уже много лет. Одна из главных его задач – подготовка инженерных кадров для автомобильной промышленности. Три года назад при институте организована лаборатория скоростных автомобилей, которая занимается совершенствованием и созданием новых образцов спортивной техники. Здесь студенты МАДИ проходят не только практику в научной лаборатории, но и сами участвуют в разработке идей, ведут первые самостоятельные исследования, занимаются техническим творчеством.

Сейчас лаборатория на пути становления, пути создания первых экспериментальных образцов, на пути поисков талантливых студентов.

...Узкая асфальтированная дорога вывела нас на большой двор, заставленный автомобилями разных марок, а возле одной двери длинного гаража висела вывеска: «Лаборатория скоростных автомобилей».

На автомобиле не было номерных знаков. Да и самой машины еще нет. Она угадывается по общим очертаниям, а какой она будет, можно представить, если посмотреть по сторонам.

Низкие, обтекаемой формы гоночные автомобили теснятся по всей лаборатории. На стеллажах и на стенах лежат и висят запчасти, детали, корпуса.

На первый взгляд все гоночные автомобили одинаковы. Лишь присмотревшись повнимательней, можно заметить разницу. Одни узкие и длинные с очень низкой посадкой, другие – короче и шире, с узкими колесами.

Чтобы сравнить ходовые качества и по возможности сблизить условия гонок, гоночные машины делятся на группы, как их называют спортсмены, формулы. Они разделяются по объему двигателей. Но скорость на трассе еще зависит и от формы корпуса, его парусности, устойчивости. Формулы предназначены для шоссейно-кольцевых гонок по замкнутому маршруту. Но собраны они здесь не для подготовки к установлению спортивных рекордов.

...За стеной жужжит сверлильный станок, у входа пыхтит компрессор. От него тянется резиновый шланг к лежащим в проходе шинам необычайной ширины.

Возле машины работают четыре человека. Крепят радиаторы, проверяют подвески, прокачивают тормоза. Кажется, обычная работа автослесарей в: мастерской, а на самом деле мы присутствуем при рождении нового гоночного автомобиля,

Старший инженер лаборатории Станислав Гесс подводит нас к машине.

– Гоночный автомобиль – это прежде всего легкая и высокопрочная конструкция, рассчитанная на громадные нагрузки. Крепишь любую деталь или узел так, чтобы во время гонки гонщик чувствовал весь автомобиль как самого себя и был уверен в его надежности.

– А каким будет ваш?

– Наша формула создается на базе серийного гоночного автомобиля «Эстония». А точнее – взята одна его рама. Все остальные узлы, и детали – плоды творчества наших студентов – нестандартны. i

И сама работа лаборатории не совсем стандартна. Сюда приходят студенты после второго-третьего курсов. Но остаются немногие. Те, кто не только механически выполняет порученную работу, а критически относится к своему делу, старается внести в него что-то свое, личное, с индивидуальным и, главное, вдумчивым подходом к происходящему в этих стенах.

Постепенно в лаборатории выработалось определенное направление – она стала своеобразным полигоном, экспериментальной базой технического творчества студентов, увлекающихся спортивными автомобилями, желающих внести новые идеи, новые решения в конструкции спортивных автомобилей. Пусть некоторые из них далеки от совершенства, но сам творческий дух лаборатории настраивает на поиски.

Можно пять, десять раз разобрать и собрать автомобиль, оставляя все как было, а можно попытаться сделать хотя бы что-то самому, что называется с ноля, с чертежа, работая напильником, на токарном станке, создать своими руками, пусть пока небольшое, но все же свое...

После окончания десятилетки Борис Титов все заработанные на заводе деньги тратил на постройку... самолета, на котором он так и не успел взлететь: призвали в армию. Демобилизовавшись, он поступил в МАДИ. Каждый день до начала лекций работает слесарем на станции техобслуживания автомобилей, а на заработанные деньги строит спортивный автомобиль «багги». Год назад, узнав о лаборатории, бросает свое «детище» и приходит сюда. Сейчас он учится на третьем курсе и твердо уверен, что инженеру (пока будущему) не к лицу собирать автомобили из готовых деталей, а он должен эти детали разрабатывать, создавать и испытывать сам...

– Значит, автомобиль будет спроектирован и построен студентами?

– Да, – кивает Станислав Гесс. – В нем будет немало коренных новшеств. По расчетам наших студентов новые узлы получились более прочные, легче и надежней, чем у аналогичных моделей. Все детали уже сделаны, осталось только собрать. – И с улыбкой добавляет: – Знаете, с такими ребятами мы его мигом соберем, с ними интересно работать...

Наблюдая за работой студентов, можно судить, какой человеческой и технической школой оказалась для них лаборатория. Все они, конечно, очень разные – характеры, привычки, манеры. Но у всех заметно одно общее, принесенное и закрепленное здесь, – любовь к автомобилям, преимущественно спортивным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого  российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о  Надежде фон Мекк   – женщине, видевшей смысл своего существования  в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены