XX век – космическая одиссея

Евгений Рябчиков| опубликовано в номере №1156, июль 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

На американском космическом корабле «Аполлон» командиром утвержден бригадный генерал Томас Стаффорд.

Он известный американский астронавт, трижды побывал в космосе, занимает пост заместителя начальника отдела подготовки космонавтов Центра пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне. Томас Стаффорд родился в 1930 году в городе Узтерфорде, штат Оклахома. По окончании Морской академии США служил в ВВС, затем, окончив школу летчиков-испытателей, стал одним из руководителей школы летчиков реактивной авиации ВВС. Томас Стаффорд имеет общий налет на самолетах разных конструкций 6 тысяч двести часов. В 1962 году он вступил во 2-ю группу астронавтов, трижды летал в космос, причем как командир корабля «Аполлон-10» совершил облет Луны.

В состав экипажа «Аполлона» входят пилот основного блока – астронавт Вэнс Бранд и пилот стыковочного модуля Дональд Слейтон. Вэнс Бранд родился в 1931 году в городе Лонгмонт, штат Колорадо, в 1953 году окончил Колорадский университет. Через два года после этого Вэнс Бранд прошел летную подготовку и стал летчиком-испытателем. Но ему захотелось летать еще выше, и в 1966 году он вступил в отряд астронавтов. Не раз Вэнс Бранд был дублером уходивших на старт астронавтов, но сам опыта космических полетов не имеет.

Третий член экипажа космического корабля «Аполлон» – пилот стыковочного модуля Дональд Слейтон родился в 1924 году в городе Спарте, штат Висконсин. В 1943 году окончил школу летной подготовки. Во время второй миоовой войны воевал в Европе, затем в Японии. После войны окончил Миннесотский университет, а затем школу летчиков-истребителей. В 1959 году, увлеченный идеями освоения космоса, вошел в первую группу отряда космонавтов, но вскоре с Ним произошло несчастье – врачи обнаружили болезнь сердца и отстранили Слейтона от тренировок. Мужественный пилот не пал духом, он перешел на организаторскую работу в НАСА и достиг таких успехов, проявил настолько высокие знания и опыт, что стал начальником отдела подготовки астронавтов в Хьюстоне. Все это время Дональд Слейтон упорно и систематически тренировался, строжайше соблюдал режим, беспрекословно выполнял предписания врачей и добился того, что они сняли все свои запреты, установив, что сердце Слейтона работает нормально. В 1972 году Слейтон вернулся в отряд астронавтов, ныне он включен в основной экипаж корабля «Аполлон».

Кроме основных экипажей, подготовлены к полету также и экипажи-дублеры. С советской стороны во второй, дублирующий экипаж вошли: командир, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Анатолий Филипченко и бортинженер, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Николай Рукавишников. В третий экипаж вошли: командир майор Владимир Джанибеков, бортинженер Борис Андреев; в четвертом экипаже: командир – майор Юрий Романенко и бортинженер Александр Иванченков. Вся эта четверка еще не видела Землю с космических высот...

В дублирующий экипаж «Аполлона» включены: капитан I ранга Алан Бин, майор морской пехоты Джек лусма, оба они – герои 59-дневного полета на борту обитаемой орбитальной станции «Скайлэб»; Алаи Бин, кроме того, еще в 1969 году побывал на Луне. В декабре 1972 года летал к Луне и третий член дубль-экипажа «Аполлона» капитан II ранга Рональд Эванс.

Первая задача, которая стояла перед экипажами, – познакомиться друг с другом, взаимно изучить и освоить новую космическую технику, провести на кораблях-тренажерах в Звездном городке и в Хьюстоне стыковку и переход из корабля в корабль. Среди многих трудностей, стоявших на пути космонавтов и астронавтов, особое место занимал языковой барьер, причем иным казалось, именно его невозможно преодолеть за короткий срок, а переводчиков в космос брать не будешь. Без взаимного понимания невозможно выполнить сложную программу научных и технических экспериментов. Но и эта трудность, как и все остальные, была преодолена. В Звездном городке и в Хьюстоне была создана деловая, дружеская атмосфера, которая помогла сплотить экипажи, точно по графику провести все тренировки, освоить научную аппаратуру.

Во время тренировок, в поездках, на прогулках и экскурсиях космонавты и астронавты ближе знакомились друг с другом, проникались взаимным уважением, короче говоря, становились друзьями.

– Борщ получается на славу! – в шутливой форме оценил первые итоги совместных работ экипажей, ученых и рабочих групп специалистов Гленн Ланни, технический директор программы ЭПАС – экспериментального полета «Аполлон» – «Союз» – с американской стороны.

Директор Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США – НАСА Джеймс Флетчер, прибыв в Москву, высоко оценил готовность экипажей к полету.

– Накопленный опыт, – отметил Джеймс Флетчер, – станет трамплином для совместных исследований специалистами США и СССР.

Джеймс Флетчер сравнил осуществление проекта «Союз» – «Аполлон» с восхождением на высокую горную вершину, с которой открываются новые горизонты советско-американского научно-технического сотрудничества.

– Самым большим достижением совместных тренировок, – заявил Алексей Леонов, – является то, что мы поняли друг друга. У нас выросло и окрепло уважение друг к другу, появилось то высокое взаимное доверие, без которого невозможно было бы выполнить программу ЭПАС. Мы ведь собираемся находиться вместе и быть готовыми к любым ситуациям.

Запомнились слова Алексея Леонова: – Мы сейчас практически кандидаты всего земного шара. Несмотря на разность общественных формаций, несмотря на противоречия, которые были и которые еще есть и сегодня, мы нашли необходимые точки сближения, пожали друг другу руки на Земле и готовы сделать это в космосе.

...Можно представить себе, как 15 июля 1975 года начнется полет. Космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов, одетые в скафандры, займут свои места в кабине корабля «Союз». В 15 часов 20 минут по московскому времени они покинут Землю. По заранее произведенным расчетам, высота круговой орбиты должна составить 225 километров. Только в этом случае может состояться встреча «Союза» с «Аполлоном».

Весь путь «Союза» на орбиту и его дальнейшее движение – виток за витком – прослеживается наземными и надводными станциями наблюдения. В Главном зале ЦУПа – Центра управления полетом – на огромном экране и светопланах видно движение корабля по отношению к карте земного шара, видны космонавты, начавшие свою жизнь в космосе.

Выйдя на орбиту, Алексей Леонов и Валерий Кубасов переплывут из кабины космонавтов в орбитальный отсек и там, сняв с себя скафандры, «потушат» их вентилятором и аккуратно уложат в полетные сумки. Теперь они будут находиться в легких и удобных спортивных костюмах и только при стыковке вновь наденут скафандры.

На космодроме имени Дж. Кеннеди, как и в Центрах управления полетом, внимательно наблюдают за полетом «Союза», видят, как советские космонавты формируют так называемую «монтажную орбиту», на которой должна произойти стыковка. Через 7,5 часа после старта «Союза», по сигналу его экипажа, покидает космодром имени Дж. Кеннеди американский космический корабль «Аполлон».

Двое суток оба корабля будут обращаться по околоземной орбите раздельно, а 17 июля должна произойти стыковка. На обоих кораблях идет деятельная подготовка к этой сложной операции. Расстояние между кораблями сокращается: 480... 269... 200 километров. Томас Стаффорд со своими коллегами по экипажу, вооружившись секстантами, стремится увидеть в тени Земли, в черноте космоса корабль «Союз». При входе «Союза» в тень Земли Алексей Леонов включает импульсно-проблесковые маяки: они вспыхивают и гаснут, трепетно мигают в космической черноте.

На фоне мириад звезд, вдали друг от друга ищут над Землей встречи два корабля. Томас Стаффорд сообщит: он уже видит проблесковый маяк на борту «Союза» и идет на сближение. Когда расстояние между кораблями доходит до двух километров, экипаж «Аполлона» проведет торможение, погасит относительную скорость и совершит облет «Союза», чтобы выйти на исходную позицию перед причаливанием.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены