— Повторите, — сказал я севшим голосом.
И, не меняя интонации, как заученное, женщина повторила:
— Скажите, когда возвращается «Безымянный»?
Что она там, пьяна, что ли, и решила разыграть меня? Я хотел бросить трубку. Нет. Разыгрывать не могла. Слишком нехорошая вышла бы шутка. А если всерьез, то что, эта женщина на Луне обитала и ничего не знает?
— Кто спрашивает? — Мне надо было выиграть время, чтоб прийти в себя.
— Понимаете, я жена моториста Авинова. Он должен давно прийти. И почему-то не приходит, — по-детски расстроенно произнесла женщина.
И от этих слов повеяло чем-то потусторонним, ведь «Безымянный» утонул... Я оглянулся на черное окно, к которому прилип рябиновый листок, включил свет и увидел карту необъятного Тихого океана с жалкими, затерянными в пространстве флажками траулеров. Мне стало холодно и жутко и показалось, что женщина... не в себе...
— Ну, вот что, — я постарался придать голосу побольше уверенности и теплоты, — позвоните завтра, Часов в девять.
— Всегда так... — не зло и устало сказала Авинова. — Почему-то скрывают...
— Успокойтесь и спите...
Положив трубку, я плюхнулся на стул. Руки дрожали, точно я держал в руках непомерную тяжесть.
Никто никогда с палубы «Безымянного» не ступит на землю, не увидит огней своего дома. Все давно привыкли, что его нет, и вот этот звонок...
В февральский циклон пять траулеров не успели убежать во льды. Ударил мороз. Океан стал парить. Началось обледенение. Ну, четверка судов держалась в кучке, самым малым шла ко льдам. А пятый траулер — «Безымянный» — еще до циклона откололся от них и шел милях в тридцати позади основной группы.
«Зевс» как раз в том районе нес службу. И, естественно, сразу же вышел навстречу. Четверка держалась хорошо, была уже на подходе ко льдам. И потому «Зевс», не останавливаясь, прошел мимо нее.
С «Безымянным» держали связь и дежурное судно по экспедиции и мы. Где-то часа через два должны были встретиться.
Капитан «Безымянного» сообщил, что команда борется с оледенением. Значит, все шло нормально.
Мы то и дело запрашивали обстановку. «Безымянный» отвечал. Правда, чувствовалось, что капитан порядком скис. Я как мог подбадривал его, советовал идти самым малым, чтоб не забрасывало волной, советовал весь экипаж вывести на палубу и бороться со льдом, запрессовать питьевые танки забортной водой, чтоб улучшить устойчивость, ну и принять прочие меры.
И вот, когда до встречи оставалось каких-нибудь полчаса, «Безымянный» замолчал. Молчок — и все. Как мы ни звали, ответа не было.
Ну, конечно, понимаете, что «Зевс» хотя и спасатель, а из того же теста сработан. И он обледеневал. Мы летели что было мочи. И волны раскатывались по палубе, доставали до рубки, и вода намерзала на всем, до чего могла дотянуться. Я погнал швэдов окалываться. Остались в машине дед, радист в рубке да я на мостике со штурвальным. Остальные все снаружи.
Пришли в координаты, откуда в последний раз «Безымянный» подал голос. Ночь. Туманище. Искать корабль — легче иголку в стоге сена нашарить. Гудим — ответа нет. На экране локатора пустота. Парни пялят глаза вокруг, слушают, может, голос подаст кто-то.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Министр Народной Обороны НРБ генерал армии Добри Джуров отвечает на вопросы специального корреспондента «Смены»