На памяти одного поколения ракетостроение совершило беспримерный в истории техники скачок от небольших испытательных ракет к гигантским современным ракетно-космическим системам, способным доставлять на Луну самоходные устройства.
Что дает хотя бы в общих чертах решение «проблемы Луны»? Будут ли усилия, затраченные человечеством на атом пути, оправданы конечными результатами?
По утверждению Кеплера, открывшего более трех с половиной столетий назад законы движения планет, Селена обитаема: на ней «...некоторые существа ползают, некоторые имеют крылья, но все они змеиного характера». в 1833 году английский астроном Гершель сделал сенсационное сообщение о том, что он усмотрел на Луне зеленые долины и голубые утесы, озера, окаймленные снежно-белыми песчаными пляжами, и реки, бегущие по дну ущелий. Пусть все это сегодня выглядит смешным и наивным. Но ведь даже первобытные племена использовали Селену в практических целях: по фазам Луны вели счет времени. Диоген Лаэртский (III век н. э.) сообщает, что у египтян имелись записи наблюдений 373 солнечных и 832 лунных затмений. Подсчеты показывают, что наблюдения эти должны были вестись не менее 10 тысяч лет.
А чем Луна привлекает нас? Почему этот объект исследования столь интересует современную науку? Что дают фотографии обратной стороны Луны и лишенный крупиц золота и платины лунный камень?
Науку интересует поверхностный слой Селены, ибо он — в результате отсутствия у Луны атмосферы — непосредственно взаимодействует с межпланетной средой и хранит на себе следы ранних стадий эволюции Солнечной системы.
Знания фигуры Луны и распределения масс в ее недрах помогут судить о характере последующих процессов, «пережитых» Селеной. Данные о химическом составе «лунной почвы» позволят ближе подойти к пониманию происхождения Луны, а следовательно, и Земли.
Между тем изучение состава и строения Луны, устройства ее поверхности, условий возникновения различных горных пород и лунных минералов дает возможность установить закономерности размещения полезных ископаемых и на нашей планете. А это повысит эффективность поисков и разведки подземных кладов Земли.
Исследования Луны и ведение с ее поверхности наблюдений за Землей дадут новый толчок и достижениям в области астрофизики, геофизики и метеорологии.
И еще. Количество солнечной энергии, приходящейся на единицу поверхности Луны, выражается поистине колоссальными цифрами. Так, например, если Солнце находится в зените, то каждый квадратный километр лунной поверхности получает в минуту 2∙1010 калорий тепла, или 5∙107 квтч (укажем для сравнения, что мощность Днепрогэса составляет 9∙105 квтч). Таким образом, если бы удалось, например, покрыть поверхность Луны полупроводниковыми фотоэлементами, преобразующими лучистую энергию Солнца и электрическую, и с помощью направленных радиопучков передать ее на Землю, Селена стала бы для нас своеобразной электростанцией мощностью в несколько десятков триллионов киловатт.
Но это, понятно, лишь краткий перечень надежд, проблем, решение которых ученые связывают с освоением нашей космической соседки.
Советская лунная программа отличается строгой последовательностью в подборе решаемых задач. Каждый эксперимент — это шаг вперед, опирающийся на достигнутые раньше успехи, и в то же время важный элемент, открывающий новые перспективы. И каждое новое достижение в познании Луны приближает нас к осуществлению великой мечты К. 3. Циолковского о покорении космоса для нужд человека.
Начало полета «Луны-17» было похоже на полеты других лунных станций: старт с Земли, выход на межпланетную траекторию, достижение района Луны, облет ее, мягкая посадка в заданном районе и... 17 ноября мир потрясла весть: в Море Дождей проложил первую колею советский космический аппарат «Луноход-1».
Древние, наблюдая лунный диск в ясную ночь, находили, что лик Селены имеет черты, схожие с лицом человека. Луна и впрямь похожа на физиономию добродушного толстяка. Море Паров, Залив Зноя и Центральный Залив образуют подобие носа. Море Спокойствия и Море Дождей — глаза…
«Не в бровь, а в глаз», — говорят в народе, когда хотят сказать, что задуманное свершилось. Эта пословица мне вспомнилась, когда по радио звучали слова сообщения ТАСС о новой космической победе.
В тот же день, в 9 часов 29 минут по московскому времени, автоматический самоходный аппарат приступил и выполнению обширной программы научно-технических исследований и экспериментов.
Лунный робот опробовал ходовые качества самоходного шасси в натуральных условиях, продемонстрировал свою послушность Земле, которая телевизионными глазами лунохода обозревала район движения, выбирала маршрут и посылала команды управления по радиоканалу на борт лунного аппарата.
Нет, это были не просто ходовые испытания среди кратеров и расщелин, камней и бугров. Автоматический космонавт «щупал» грунт, исследовал его несущую способность и сопротивление сдвигу, изучал химический состав верхнего слоя поверхности по трассе передвижения. Ом наблюдал радиационную обстановку, поднимал «взор» к небу, изучал рентгеновские лучи. В его научном арсенале французский лазерный отражатель, с помощью которого можно с точностью до нескольких метров измерить расстояние между определенными пунктами на Земле и на Луне, уточнить параметры орбиты Луны и ее форму, провести ряд геодезических исследований...
Во всех предыдущих экспериментах область, где проводились измерения, была весьма ограниченной, а продолжительность работы кратковременной. Изыскания же «Лунохода-1» проводились в обширном районе, в стороне от точки посадки самой станции «Луна-17». И если предыдущее зондирование Селены можно сравнить с булавочным уколом, то сейчас изыскания шли широким фронтом, давая науке более обширные сведения.
Первый лунный следопыт — прообраз будущих еще более сложных и многофункциональных космических научных и транспортных средств — продемонстрировал не только свою живучесть и надежность, но и удивительное профессиональное разнообразие. Кто он? На этот вопрос нет однозначного ответа. Автоматический космонавт проявил незаурядные способности телевизионного оператора, вдумчивого исследователя, послушного исполнителя. Он геолог и физик, радист и телеметрист, химик и рентгенометрист...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ о рождении новой машины, о трудовых поисках и свершениях молодых рабочих ХТЗ в преддверии съезда партии