«Направить в течение пятилетки по комсомольским путевкам в торговлю и потребкооперацию не менее 1 миллиона, в бытовое обслуживание и коммунальное хозяйство не менее 500 тысяч комсомольцев и молодежи».
Из постановления IV Пленума ЦК ВЛКСМ
Минск. Комсомольско-молодежный универмаг на проспекте Ленина.
Кажется, солнце, пробившись сквозь невидимый барьер окон, навсегда поселилось в этом просторном зале, заполнив его весь – от потолка до от зеркаленного пола. По гладкой его поверхности въезжают через широкие двери складов тележки на резиновом ходу, высоко нагруженные тюками, коробками, ящиками.
Разворачиваясь, тележки останавливаются у прилавков, и тогда из чрева коробок и ящиков продавцы, удивительно похожие на фокусников, достают цветные платки, яркие свитеры, игрушки, бамбуковые спиннинги, флаконы духов, охотничьи сапоги, детские пинетки, пальто, телевизор с мутным серым глазом, в котором тотчас загорается солнечный лучик. А среди фантастического арсенала, как актеры в декорациях, двигаются люди, легко и привычно ориентируясь в этом не обретшем еще жизнь мире. Она начнется через полчаса, когда ровно в 10.00 распахнутся стеклянные двери универмага «Минск».
– Итак, вы говорите, что все это напоминает театр? Ну, что ж, продолжим, если хотите, такое сравнение. Каждый новый театр начинается все-таки с идеи. Так вот, наш магазин тоже возник из идеи. – Это говорит работница магазина Алла Владиславовна Бобок, которая согласилась быть гидом в нашей тридцатиминутной экскурсии.
Действительно, у истоков рождения магазина была идея. Она сводилась к тому, чтобы сломать традиционное, застывшее представление о продавце: снял с полки, отмерил, выписал чек, завернул – и с богом. Но, как известно, отказаться от старой философии – полдела. Нужна новая, отвечающая требованиям времени. К чему же в таком случае сводится философия современной торговли, которую «исповедуют» молодые работники нового универмага?
Поток возгласов, выраженных убежденно и бескомпромиссно, которыми наперебой буквально засыпают нас молодые продавщицы, решительно убеждает, что двух мнений на этот счет здесь быть не может. «Современный продавец – это советчик, консультант, если хотите, наставник покупателя».
Кстати, именно такая формулировка записана в условиях конкурса на лучшего продавца. Этот конкурс – явление в магазине постоянное благодаря заботам комсомольской организации универмага. И все же нельзя было не спросить:
– Не слишком ли много функций для столь традиционной профессии?
– Нет! – отвечает Светлана Кузько, продавщица отдела готового платья.
Из дальнейшего разговора вырисовывается портрет современного продавца в интерпретации, так сказать, наших собеседниц – советчика, консультанта, наставника и – больше того – воспитателя вкуса покупателя. Да, да, из весьма эмоционально проходившей беседы выяснилось, что продавец, как минимум, должен обладать отменным вкусом. Хотя бы на тот случай, если покупатель, скажем, предпочтет приобрести пальто или костюм, рукава которого по старинке оставляют открытыми только кончики пальцев. Вот тут-то и нужно, чтобы продавец очень деликатно (наши собеседницы подчеркивают это слово) объяснил покупателю, почему делать этого не следует...
Коробки и ящики, теперь уже пустые, снова погружены на тележки и скрываются за широкими дверями складов. Спиннинги уже разложены, поставлены и походят теперь на бамбуковую рощу. Солнце играет в граненых флаконах с духами, в велосипедных спицах, красным огоньком теплится в глазах плюшевых медведей, ложится на лакированные носки туфель, и только зимние пальто угрюмо молчат, не принимая ни яркого солнца, ни всей этой деловой суеты, когда девушки в форменных платьях деловито и привычно наводят последний глянец – каждая в своем, вверенном ей хозяйстве.
– Реклама – двигатель торговли? Нас тоже волновала и сейчас волнует проблема рекламы.
Алла Владиславовна подводит нас к отделу, название которого звучит, пожалуй, несколько кустарно – «Шейте сами», но мы, надо сознаться, забыли об этом тотчас же, как только поняли, что это за штука.
Все началось с того, что в отделе тканей остаются (как это, впрочем, и должно быть) куски, которые настолько малы и неудобны, что не годятся на что-либо путное. Тогда с помощью портних разработали полтора десятка фасонов платьев, которые, как доказали модельеры, можно хорошо и красиво шить из остатков различных кусков тканей. Это, так сказать, чистая экономика. Финансовая сторона операции говорит сама за себя: сшить, например, хлопчатобумажное платье в ателье обходится, как известно каждой женщине, в двенадцать – четырнадцать рублей, а приобрести такую же материю в раскроенном уже виде в магазине и сшить на домашней машинке – всего пять рублей... Так родилась идея, но идее нужно дать жизнь. Энтузиасты пошли, что называется, в народ – на фабрики, в институты, в близлежащие колхозы. Через несколько дней пришлось создать отдел «Шейте сами». Сейчас он один из самых многолюдных.
Как видите, покупатель доволен и магазин не в накладе...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.