Лилия

Игорь Голосовский| опубликовано в номере №992, сентябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Я-то думала, ты настоящий парень, а ты весь в свою мамашу! Она мастеру боится слово сказать, а когда полицейского увидит, у нее коленки трясутся. Вот из-за таких, как вы, хозяева делают с рабочими все, что хотят!

Глаза ее почему-то наполнились слезами. Покраснев, она убежала, а Янис низко опустил голову... В этот день он долго бродил по пустынным переулкам. Мысли его путались. Мария не могла сказать неправду. Ведь она все это не придумала. Значит, действительно мать считают робкой и запуганной. Но Янису-то хорошо было известно, что на самом деле она совсем не такая. Ему вспомнился случай, происшедший в прошлое воскресенье.

Как всегда, они отправились за город. Янис сидел на пустынном пляже, а Лилия по обыкновению оставила его одного. Недалеко от берега подпрыгивала на волнах белая лодка. В ней сидела девчонка лет пятнадцати. Она никак не могла справиться с волнами, и лодку относило в море.

— Эй! — крикнул Янис — Греби к берегу! Девушка не услышала. Она выронила весло, и

лодка стала быстро удаляться. Янис подбежал к полосе прибоя. Волна хлынула ему под ноги, и он невольно отступил.

— Помогите! — послышался слабый голос.

И тут из леса выбежала Лилия. Она на бегу сбросила туфли, платье и кинулась в ледяную апрельскую воду! Как она плыла! Точно стрела, рассекая волны и зарывая голову в пену. Поймав весло, она настигла лодку и ловко вскарабкалась в нее. А еще через несколько минут девчонка, невнятно поблагодарив Лилию, выпрыгнула на песок и убежала. Лилия не спеша принялась обеими руками выжимать скользкие блестящие волосы. Янис растерянно глядел на нее. Она неприязненно спросила:

— Что же ты стоял как пень? Кажется, умеешь плавать? Мужчина!

До самой Риги она с ним не разговаривала. Янис мысленно поклялся, что в другой раз бросится в огонь, не то что в воду, лишь бы не видеть презрительного взгляда матери.

Нет, не похожа была Лилия на слабую женщину, которая всего боится!

Вот и попробуй разберись в этом, если тебе только двенадцать лет.

...Янис так тогда и не вступил в пионерский отряд. А через год айзсарги и военные совершили фашистский переворот. Ульманис стал диктатором. Клуб левых профсоюзов закрыли, всех пионеров, и Марию в том числе, исключили из школы. Мария поступила работать санитаркой в больницу. Ее приняли только потому, что санитарок не хватало. Этот тяжелый труд слишком плохо оплачивался...

На улице Пернавас теперь почти каждую ночь происходили обыски и аресты. Агенты политической полиции врывались в квартиры рабочих и переворачивали все вверх дном. Во всем районе не осталось ни одного дома, где не побывали бы полицейские. Только к Лилии они не заглянули. Ее репутация была им хорошо известна. Они не хотели зря терять время, так как знали заранее, что не найдут у нее ничего интересного для себя...

...В июне 1940 года Янису Калныню исполнилось шестнадцать лет. Он поступил на «Вайрогс» учеником клепальщика. Работа была адской. Янис сидел внутри железной цистерны и придерживал молотком заклепки, по которым снаружи со страшной силой колотили кувалдой. Цистерна сотрясалась от грохота. Дышать было нечем. Клепальщик Снроманис посмеивался:

— Ничего, парень! Зато получишь хорошую закалку!

На стенах цехов все чаще появлялись листовки. Возле листовок собирались группы рабочих. Янис листовок не читал. По вечерам у него тан гудела голова, точно по ней били кувалдой. О последних событиях ему иногда рассказывала Мария, которая стала тоненькой, стройной девушкой со строгими карими глазами. Вслед ей завороженно смотрели парни, но Мария не обращала на них внимания. Как-то она поделилась с Янисом радостью: ее приняли в комсомол и даже выбрали в подпольный районный комитет. От Марии Янис узнал, что Ульманис и его айзсарги доживают последние дни. Диктатор был вынужден выполнить требование народа и заключить договор с Советским Союзом. Для защиты Латвии от нападения немецких фашистов в страну были пропущены части Красной Армии. Во многих городах появились танки со звездами на башнях. Население встречает их восторженными, многолюдными демонстрациями. На митингах рабочие требуют отставки Ульманиса и создания нового, народного правительства.

— У вас на заводе тоже есть подпольная группа, — сказала Мария, внимательно оглядывая рослого, широкоплечего Яниса. — Почему бы тебе не вступить в комсомол?

Янис неловко переминался с ноги на ногу. Он еще не забыл историю с пионерским отрядом. Может, действительно вступить? Янис решил посоветоваться с матерью, лилия мало изменилась. Как и прежде, она исправно выполняла работу в цехе, не препиралась с мастером и не посещала митинги. Только уставать она стала больше: под глазами появились синие круги, а на лбу и в уголках губ прибавилось морщинок. Мать и сын уже давно не ездили вместе по воскресеньям за город. В свободные дни Лилия теперь уходила из дому одна. Исчезала она иногда и по вечерам. Янис ни о чем ее не расспрашивал. Он догадывался, что мать с кем-то встречается. Что ж. Лилия была красивой, видной женщиной, теперь-то Янис это понимал и уважал ее за достоинство и строгость, с которыми она держалась. Как и в детстве, он очень ее любил и верил всему, что она говорила... Они стали еще больше похожи друг на друга: оба светловолосые, молчаливые, не боящиеся никакого труда. Подобно матери, Янис не любил вмешиваться в то, что его не касалось, и зря привлекать к себе внимание. А глаза у него были отцовские — темные, упрямые, с длинными черными ресницами.

— Как думаешь, стоит мне сейчас вступить в комсомол? — спросил он вечером, после разговора с Марией.

— Что значит стоит или не стоит? — внимательно взглянула на него Лилия. — Ты для себя хочешь стать комсомольцем или для других?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Десять софийских дней

Фестивальный дневник