Над Москвой еще кружился, как снег, тополиный пух, когда в пятидесяти с лишним Домах моделей страны закончилась подготовка к сезону дождей и настоящего снега.
Сегодня новые идеи моды уже в реализации — на промышленных потоках производственных фирм и объединений, на витринах и прилавках магазинов. Что же сулят нам новшества моды этой осенью? Какова основная мысль ее ближайшего будущего?
В последние годы все чаще слышишь: мода молодеет. Действительно, на примере собственного гардероба нетрудно убедиться, как мода изменилась, заставив «омолодиться» и нас — отказаться от обилия и многословия деталей, предпочесть простые, легкие силуэты, изящные и удобные конструкции, выразительную отделку и яркие, веселые краски.
Все это не случайность: одежда — отражение жизнедеятельности людей, а мы живем в стремительном, динамичном темпе XX века. Разве не творческий темп века определил новый «модный образ» нашего современника — путешественника и спортсмена, вечного рыцаря скоростей, который желает быть элегантным постоянно: в походе и в студенческой аудитории, на празднике и в цехах завода?!
Сегодня модой овладела спортивность. Спортивный стиль получил широчайшее распространение во всем мире, перешагнув и границы государств и границы возрастов. Платья силуэта «трапеция» носит и студентка и ее моложавая мама. Спортивные джинсы, куртки свободного покроя — привилегия не только молодых юношей, но и их солидных отцов. Более того, многие специалисты считают, что спортивный стиль захватил командные позиции в моде не на год или два — он, видоизменяясь под влиянием времени, будет характерен для одежды нескольких поколений последней трети XX века.
— Случайность это или каприз?
— Ни то и ни другое, — комментирует события в моде Людмила Турчановская, главный' художественный руководитель Общесоюзного Дома моделей. — Именно спортивный стиль способен вернее всего выразить главные черты в портрете нашего современника: динамизм и энергию, стремление к простым и удобным вещам, раскрепощающим движения. Другими словами, молодость образа.
Да, мода молодеет. Меняются модные силуэты, совершенствуются модные линии, но молодость моды проявляется во всех новшествах — сегодня это гибкие, чуть расширенные книзу силуэты, увлечение короткой рельефной стрижкой, популярность обуви на толстом каблуке, который ставит женщину «прочно на землю», разнообразие маленьких сумок, напоминающих школьный ранец по форме. Даже в женской одежде в этом году утвердился стиль «школьницы-подростка». И здесь тоже нет элементов случайности... Двадцатый век — эпоха точнейшей информации во всех сферах жизни общества. Казалось бы, зачем художнику, создающему моду, копаться в статистических справочниках и чем могут помочь ему сведения демографов?! Там ведь не почерпнешь данных о модной гамме или форме рукава! Но именно демография вмешалась в судьбы нашего с вами костюма: как выяснилось, мир постепенно молодеет. За последние 10 — 15 лет в целом ряде стран молодежь стала составлять весомое большинство населения, и, это, конечно, влияет на стиль одежды. Не удивительно, что моделирование одежды для пятнадцати — восемнадцатилетних становится сейчас «краеугольным камнем» моды.
Сегодня и в самом близком завтра (а для художников-модельеров это уже 1970 год) сила влияния вкусов молодежи на моду сохранится. Но мода не фетиш и не диктатор. Она лишь предлагает разнообразие вариантов и предоставляет каждому возможность найти свой индивидуальный образ.
Продолжая оставаться молодежной, мода этой осени становится все более романтической и динамичной. Романтический стиль, пришедший в шестидесятые годы нашего столетия из истории, из прошлого века, не конфликтует со спортивностью. По-прежнему легкие, простые силуэты платьев, короткие юбки, строгие, лаконичные линии. Но в моду (дань романтике!) входят воланы, оборки на юбках, всевозможная отделка. Концентрированней всего эти качества моды проявляются в модных силуэтах «трапеция» и «сарафан». Мы уже несколько сезонов носим эти силуэтные формы — с расширением от проймы рукава или от плеча. Но мода не спешит расстаться с полюбившимися, удобными конструкциями. Правда, новые варианты «сарафана» этого осенне-зимнего сезона будут отличаться от силуэтов предыдущего года: расширение предлагается не только от линии плеча, но также — от талии, от линии бедер. В моду вновь вошли мягкие шелка, женственные фуляры и туали, и это тоже меняет облик «сарафана».
Кроме того, молодежи этой осенью предлагается новая, свободная силуэтная форма, берущая начало от старинной русской поддевки.
«Элегантность в простоте и удобстве» — это кредо моды остается неизменным. Этому главному требованию будет отвечать и новый силуэт «Д», как «окрестили» его художники. Гибкие, расширяющиеся книзу линии нового силуэта, и впрямь напоминающего заглавное «Д», подчеркивают свободу и раскованность движений. Та же мысль руководила художниками, предложившими для молодежи короткую, мини-юбку. По мнению многих специалистов, «мини» стала на время важной характеристикой моды, подчёркивая ее молодой спортивный характер, создавая единую целостность легкого силуэта. Не вина художников, что некоторые ретивые модницы довели до абсурда логичную идею, стали, по существу, дублировать пляжные и спортивные ансамбли.
Мини-юбка ответственна! Она заставляет задуматься над своими движениями, манерами, походной. Впрочем, все это «азы» культуры одежды, а мода и культура одежды должны идти рука об руку: вкус, такт, знание самого себя не почерпнешь ни в одном модном «рецепте», не увидишь на самом представительном фестивале мод.
Мы не зря уделяем так много внимания длине вашего нового платья: длина в моде — это лакмусовая бумажка всех перемен. Недавно законодательный орган отечественной моды — Эстетическая комиссия при ВИАЛЕГПРОМе, рассмотрев сотни новых предложений художников Москвы и Тбилиси, Таллина и Новосибирска, Кишинева и Ленинграда, отметила, что в 1969 году возможен возврат к более длинным платьям и костюмам, чем сегодня.
Но будущий год сохранит несколько модных вариантов длины: правд на юбку значительно выше нолей закреплены за молодежью, а рекомендуется «мини» только в летних и спортивных ансамблях. Полным предлагается носить юбки чуть ниже колена. А средняя модная длина — до середины колена. Немало споров вызвала эта «лакмусовая бумажка» и на международной встрече мастеров моды в Берлине, где решались пути развития нашего костюма на ближайшие два года.
Итак, чтобы не отстать от моды, можно варьировать длину своих туалетов в самом широком диапазоне — от 10 — 15 сантиметров выше колен до 10 — 15 сантиметров ниже колен (рекомендуется для зимних пальто).
Этой осенью молодежи предлагается разнообразие новых вариантов простых и колоритных спортивных комплектов «юбка — джемпер», где подчеркнутая линия талии выявлена широким поясом с крупными металлическими пряжками и блочками, комплекты свитера и брюк — с заметным расширением от колен вниз. Интересно новое предложение художников: это комплект «юбка — брюки» — удобный на отдыхе и в походе, красочный, элегантный.
Отличительная черта новых моделей осенних пальто не только молодежный стиль, подчеркнутый высокими отрезными шлицами и плавным изяществом силуэта. Бросается в глаза строгость линий, пересечение прямых, оттененных рельефной строчкой или аппликацией контрастного цвета. Даже в этой детали чувствуется, как век «вмешивается» в дела моды: разве эта геометрическая четкость не напоминает стиль современной лаконичной архитектуры?
А новый, классический вариант костюма понравится, видимо, представительницам разных возрастов: удлиненный жакет, расширенная книзу юбка свободной формы или в складку, выразительная отделка в виде двух пар больших накладных карманов, широкий пояс — все создает впечатление спортивности и романтизма одновременно, иллюстрируя, как мода смыкает «век нынешний и век минувший».
Оживляет такой деловой костюм блуза типа мужской рубашки или свитер. Кстати, форма мужской рубашки нашла широкое применение в моде: длинный рукав, высокий воротник-хомутик, воротник-косоворотка — все эти детали будут популярны и осенью 1968 года, да и в ближайших будущих сезонах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Приключенческая повесть
И там, где было «отстроим», теперь написано «отстроил»