Жаркое лето в Тольятти

Эдуард Тополь| опубликовано в номере №989, август 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Весь комплекс.

— Тогда придется сесть в машину. В комплекс автозавода входит мощная ТЭЦ, построенная специально для автозавода, сложнейшие очистные и насосные сооружения, водозабор, дюкер, 165 километров электрифицированных железных дорог и подъездных путей, 70 километров автомобильных дорог, новый речной порт...

— Простите, боюсь, что четвероклассники устанут от такой прогулки. Давайте ограничимся собственно автозаводом.

— Только автозаводом? Пожалуйста. Но учтите, автозавод представляет собой совокупность многих заводов. — Он подошел к огромному, во всю стену кабинета, плану ВАЗа. — Литейный, кузнечный, прессовый, группа корпусов чугунолитейного производства, инженерный центр, склады запчастей, корпус вспомогательных цехов... Ведь начиная от педали тормоза и кончая кузовом, все будет производиться здесь, на месте. Общая площадь производственных площадей составляет около 2 миллионов квадратных метров...

— Еще раз простите. Боюсь, что и эта прогулка будет слишком утомительна для школяров, да и не только для них. Может быть, ограничимся экскурсией по главному корпусу?

— Дело ваше, — усмехнулся он. — Только уж по главному корпусу придется идти пешком, не взыщите. Его длина — 1 960 метров, ширина — полкилометра. Выдержите?

— Будем отдыхать по дороге...

— Это пожалуйста. В шести двухэтажных бытовых врезках, так сказать, пристройках к главному корпусу, вы можете принять душ, пообедать, отдохнуть. На заводе будет работать свыше 50 тысяч человек, 30 тысяч — в первую смену и 20 — во вторую. Но столовых у нас будет столько, что вся смена сможет пообедать ровно за полчаса без всякой очереди. Мощные установки кондиционированного воздуха создадут в цехах свой микроклимат. В главном корпусе будут производиться все основные работы по покраске и сварке кузовов, здесь будет цех моторов, цех гальванопокрытии, узлов шасси, цехи колес. Во всю длину главного корпуса протянутся три конвейера, каждый производительностью в 220 тысяч машин в год. Завод будет оборудован самой передовой техникой, разработанной итальянской фирмой «Фиат» в тесном содружестве с советскими конструкторами. Прямо с конвейера машины поступят на трек испытания, оттуда — на стоянки и в экспедицию. Водным и железнодорожным путем будет осуществляться бесперебойная отправка машин...

«МОЯ БРАТ СЕЙЧАС УЧИТСЯ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ, — написала в своем сочинении Ира Еремина. — А КОГДА ПОСТРОЯТ АВТОЗАВОД, ОН БУДЕТ ТАМ ЗНАТНЫМ ИНЖЕНЕРОМ. ВОТ ОН СЕЛ В ТОЛЬКО ЧТО СОШЕДШИЙ С КОНВЕЙЕРА «ФИАТ», ПОЕЗДИЛ ПО ОБКАТНОМУ ПОЛЮ И СКАЗАЛ НАЧАЛЬНИКУ ЦЕХА: «ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ МАШИНА. ВСЮ ПАРТИЮ ОТПРАВИТЬ В ЧЕХОСЛОВАКИЮ». ПОЕЗДА КАЖДЫЙ ДЕНЬ БУДУТ УВОЗИТЬ НАШИ МАШИНЫ ВО ВСЕ КОНЦЫ НАШЕЙ СТРАНЫ, ДАЖЕ В ПОЛЬШУ, БОЛГАРИЮ, ЧЕХОСЛОВАКИЮ. НАЗВАНИЕ «ФИАТОВ» БУДЕТ «ЖИГУЛИ»...»

— «Жигули»? — переспросил меня в конструкторском бюро один из его ведущих инженеров, Иван Петрович Крутько. — Это — дельное предложение, стоит подумать. А о самой машине могу сказать следующее: вес — 860 килограммов, скорость — 140 километров в час, мощность двигателя — 65 лошадиных сил. Как видите, это иные показатели, чем у «Фиа-та-124», на базе которого создается наша машина. Кроме того, улучшилась топливная экономичность — вместо 10,5 литра бензина на 100 километров — 8 — 9 литров, улучшена тормозная система, изменена посадка машины, повышена надежность и долговечность многих узлов.

«..А ПЕРВУЮ МАШИНУ ПОДАРЯТ ПИОНЕРАМ. ЛУЧШИЕ УЧЕНИКИ ПОЕДУТ НА МАШИНЕ ПО НОВЫМ УЛИЦАМ ГОРОДА. ГОРОД БУДЕТ КУЛЬТУРНЫЙ. ВДОЛЬ БЕРЕГА ВОДОХРАНИЛИЩА ВЫСТРОЯТ ШЕСТНАДЦАТИ- И ДВЕНАДЦАТИЭТАЖНЫЕ ДОМА, В КАЖДОМ ДОМЕ ЛИФТ. ПОЧТИ У КАЖДОГО РАБОЧЕГО БУДЕТ АВТОМОБИЛЬ. ГАРАЖИ ПЕРЕНЕСУТ ПОД ЗЕМЛЮ. МАГАЗИНОВ И ТЕАТРОВ БУДЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ. ВЕСЬ ГОРОД В ЗЕЛЕНИ. ЗИМОЙ И ЛЕТОМ БУДУТ РАБОТАТЬ БАССЕЙНЫ...»

— Знаете, ребята нарисовали довольно точную картину, — сказали начальник жилстроя Василий Парамонович Казанцев и начальник техотдела жилстроя Николай Александрович Самотовин. — Мы можем только уточнить эту картину цифрами. В пяти километрах от автозавода, на берегу, мы строим новый город на 150 тысяч жителей. Шестнадцати- и двенадцатиэтажные современные здания, 23-этажная гостиница, театры, спортивные сооружения, яхт-клуб, «купательные» бассейны — все точно. Квартиры будут — таких, пожалуй, еще и в Москве не строят. У нас большинство документации идет с грифом «Э» — экспериментальные.

Вся наружная отделка зданий — керамическая ковровая плитка, город будет сиять! Широкие проспекты, парки, рядом — сосновый бор. Из расчета, что в Тольятти у каждой третьей семьи будет своя автомашина, запланированы подземные общественные гаражи. Сейчас полным ходом идет строительство первой очереди города — жилой массив на 30 тысяч жителей...

Сегодня портрет города, его возраст определяют тысячи молодых, юношеских лиц. В 47 общежитиях живут 24 тысячи молодых строителей автозавода. А ведь в городе есть еще СК, азотнотуковый, «Волгоцеммаш», огромное жилищное строительство. Заведующая загсом Александра Ермолаевна Едунцова чуть ли не жаловалась мне:

— Просто некогда заниматься архивными делами! Каждый день с утра — очередь молодоженов, регистрация новорожденных. Смотрите: в прошлом году зарегистрировано 2044 брака и 2873 новорожденных. А в этом году браков будет еще больше — мы только в прошлом месяце зарегистрировали 270 пар...

Высокая, стройная Валя Леонова — бригадир женской отделочной бригады — бросила шутя:

— Когда моим девчатам кавалеров не хватает, я сама под парня переодеваюсь и вожу их по улицам.

Впрочем, такую крайнюю меру применять еще не приходилось. Ровно год назад ее 18 подруг, закончив Куйбышевское профтехучилище, всем выпуском приехали на стройку. Они неразлучны — вместе живут, вместе работают, вместе выступают агитбригадой, вместе на свидания ходят — сам видел. Благо, место свиданий недалеко — под окном общежития.

— Вы там в Москве скажите, чтоб нам красивую обувь почаще в магазины завозили. А то ведь зарабатываем прилично, а лаковых туфель не хватает...

Сроки стройки необычайно сжаты, и проблемы, связанные с организацией жизни приезжающей молодежи, возникают сегодня одна за другой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пять вечеров с учителем

Наш специальный корреспондент Алексей Фролов встретился и беседовал с учителем русского языка и литературы 34-й вечерней школы г. Ленинграда Владимиром Емельяновичем Ярмагаевым