Я волновался, собираясь в этот полет. Не так, как волнуешься перед полетами дальними, когда разом наплывают и грусть расставания и радость будущих встреч. Не бог весть куда лететь — от Сухуми до Батуми — дело, как говорится, минутное. Но стали же эти минуты однажды для экипажа «АН-2» — Владимира Шленова, командира самолета, и второго пилота Валерия Томашвили — чрезвычайно трудными.
Над аэропортом звучат обычные слова: «Заканчивается посадка на рейс Г-73, следующий из Сухуми с посадкой в городе Поти до Батуми». Все двенадцать пассажиров уже в салоне. Володя и Валерий, серьезные и сосредоточенные, занимают пилотские кресла.
Малышу «АНу» ни к чему длинная взлетная полоса. Прошла минута, и мы уже над землей. Смотрю на пилотов, отрывать разговорами пока не решаюсь и пытаюсь представить их в тот особенный полет.
— Все произошла как раз здесь, в этом районе, — начал Валерий. — Летим. Вверху небо, внизу Колхида. Озеро Палеастоми. До Батуми рукой подать. Вдруг кто-то, чувствую, рванул дверь кабины за спиной. Обернулся (я был у штурвала), вижу: пассажир в дверях. Лицо какое-то странное.
— Бандиты в самолете! — выдохнул пассажир и тут же рухнул на пол, спасаясь от выстрела в спину.
— До сих пор не пойму, — вступает в разговор Владимир, — как это я с ходу принял решение. А ведь в самый первый момент не понял, не поверил...
Представляю себе Валерия в тот момент. Сейчас, рассказывая, он будто заново переживает те мгновения — побледнел, напрягся. Так, наверное, и было. Побледнел. Нервы в комок. Доложил командиру. Секунда. Еще одна — передал Володе управление. Выглянул в салон. А там с двумя пистолетами в руках, нацеленными на опешивших людей, стоял бандит. Озверевшая морда. Истошные вопли: «Руки вверх!»
— Заряжай пистолет! — крикнул Володя.
Как назло, Валерий не мог вставить обойму в «ТТ». Пистолет полагался летчикам по инструкции, они часто шутили: зачем? Наконец прошла проклятая долгая минута — «ТТ» заряжен. У штурвала теперь Томашвили. Командир прямо через иллюминатор а двери кабины стреляет. На прицел — секунда. Нужно попасть в бандита, не задев пассажиров. А пока они возились со своим «ТТ», бандит уже два раза выстрелил. Кругом дым.
— Я приказал Валерию перейти в беспорядочный полет, — говорит Володя, — чтобы мешать бандиту прицелиться. Пока я стрелял, Валерии радировал о случившемся в Поти и развернул машину на обратный курс.
Что такое беспорядочный полет? Буквально кидаешь самолет в стороны, вверх, вниз. Словом, создаешь перегрузки. Пассажирам в таком полете не позавидуешь. Но другого выхода не было.
Ровно гудит мотор. Мы заходим на посадку в аэропорт Поти. В тот день здесь и сели в самолет те трое. У бандита Николая Швачки были сообщники. Но не выдержали трусливые душонки: когда Швачка открыл огонь, они со страху не шелохнулись. А по плану должны были... У них был заранее разработанный план. Запугать и связать пассажиров, а пилотов заставить пересечь границу. Страх неминуемой расплаты за совершенные ранее преступления гнал их с нашей земли. План, рассчитанный на трусов.
...Беспорядочный полет. В кабине сплошной ад. Володя напрягает волю, собирает все силы и, хватаясь за скобки, выскакивает из кабины. Бандит корчится на коленях, пистолеты в руках мешают удержать равновесие.
— Сдавай оружие!
Бандит и не пытается сопротивляться. «ТТ», обрез, финка на полу кабины. С начала боя прошло всего две-три минуты…
Они часто вспоминали потом этот полет. Кто первый бросился помогать Шленову: Реваз Салуквадзе или все разом? Сейчас трудно назвать самого храброго из них. Может, старый корабельный кок Василий Иванович Кондаков, бросившийся в кабину летчиков со словами «бандиты в самолете»? Или заслонивший его от выстрела, получивший ранение курсант Батумского мореходного училища Кутателадзе? А может, парень, который все время успокаивал ребенка, перепуганного выстрелами? Они настоящие мужчины. Лишь один оказался трусом. Да что о нем вспоминать...
В Батуми мы прилетели точно по расписанию. Пассажиры покинули самолет. Я сделал несколько кадров и записал в блокнот: «Владимир Шленов, командир экипажа самолета «АН-2», 28 лет, Валерий Томашвили, второй пилот, 22 года. Оба комсомольцы. Не боясь смерти, вступили в схватку с бандитом. Выиграли воздушный бой. Награждены значками «Отличник Аэрофлота»; кавалеры ордена Красной Звезды. Спасли людям жизнь...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.