Ленин идет к Октябрю

опубликовано в номере №948, ноябрь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

2. Самара (1889-1893)

Годы жизни в Самаре... являлись лишь подготовительными для его работы, разлившейся затем так широко. Но эти годы были вместе с тем самыми важными, пожалуй, годами в жизни Владимира Ильича: в это время складывалась и оформилась окончательно его революционная физиономия.

А. Ульянова-Елизарова.

«Так называемая «кругосветка»

К Самаре первой трети девяностых годов прошлого века Ленин, как мы уже знаем, относит начало своей революционной деятельности.

В состоявшейся весной 1905 года в Женеве беседе с казанским революционером Владимиром Адоратским Ленин вернулся — двенадцать лет спустя — и к Самаре.

Узнав, что Адоратский ходил по Швейцарии пешком, Владимир Ильич к этому отнесся очень сочувственно. По его словам, сообщает мемуарист, Такие пешие прогулки по новым местам доставляли ему громадное удовольствие. Ленин рассказал Адоратскому, как он.

— живя в Самаре, совершая так называемую «кругосветку» — путешествие по Волге в лодке вниз до конца Самарской луки, переправа с ложной в речку, которая течет на север, сплав по ней до Волги, принимающей в себя эту речку у начала Жигулей, и возвращение обратно в Самару, опять-таки вниз по течению.

Участник «кругосветки», состоявшейся 8 — 10 мая 1890 года, Алексей Беляков уточняет ее маршрут и состав путешественников:

— Выезжали из Самары вниз по реке Волге на запад до села Переволоки. У этого села лодки на лошадях перевозились с Волги на реку Усу, а затем вниз по течению Усы, впадающей в Волгу против города Ставрополя, сплавлялись до Волги и вниз по реке Волге, доплывали до Самары, появляясь с Востока. Таким образом, самарцы за три-четыре дня «доказывали», что земля кругла, и получали при этом массу удовольствия. Обычно самарское «кругосветное путешествие» можно было проделывать только в течение мая, когда Волга и ее притоки имеют большую воду... Выезд был назначен на 8 мая, в пять часов утра, от Самолетской пристани... Наблюдатель водомерного поста Хан-Гирей Антеков, который очень часто оказывал разные услуги революционным кружкам, охотно предоставил в наше распоряжение свою прекрасную лодку «Нимфу»...

В поездке участвовали, кроме Ленина, Алексей Скляренко, Иван Кузнецов, Викентий Савицкий (одновременно с Владимиром Ильичем исключенный из Казанского университета), Николай Полежаев, Алексей Беляков и Александр Нечаев1.

__________

1 Кроме самарской «кругосветки», Ленин вспоминал и о самарских заплывах. Так, 14 ноября 1920 года Ольга Миненко-Орловская напоминает ему после митинга в селе Кашине о своем отце — по революционной кличке «Золотой».

— ...помните... в Самаре... на Волге... — сказала она тогда Владимиру Ильичу.

— Как же, как же! — ответил ей Ленин. — Вместе Волгу переплывали. Ну как он? Принял революцию? Где работает?

Тех, кто заинтересуется подробностями поездки, мы адресуем к книге Алексея Белякова «Юность вождя», рукопись которой была подготовлена автором к печати еще в 1926 году, а впервые опубликована лишь тридцать два года спустя. Ограничимся лишь немногими отрывками, в той или иной мере воспроизводящими высказывания и впечатления Владимира Ильича.

В Екатериновке после беседы с отцом Нечаева — крупным сельским торговцем, красочно рассуждавшим о социальном расслоении деревни. — Владимир Ильич охарактеризовал этот, по его выражению, «кусочек неприкрашенной жизни»:

— Ведь вот этот старик Нечаев не ученый-экономист, а как он хорошо умеет проникать в самую суть вещей. Вот у кого не мешало бы Николайонам, Михайловским научиться понимать и неизбежный процесс дифференциации деревни и подлинное место артелей и общины в жизни деревни, и тогда они, пожалуй бы, перестали болтать о самобытных путях развития России и о социализме мужика. В своем коротком разговоре Нечаев дал великолепную картину расслоения деревни и вырастания капиталистических форм хозяйства.

В ответ на возражения Савицкого, заявившего, что идеологу народничества Михайловскому нечему учиться у кулаков, Ленин говорит:

— И у кулаков учиться незазорно, было бы чему. Культура и прогресс от этого ни капелечки не пострадают. Именно Михайловскому, этому стороннику «субъективного метода в социологии», строящему свои теории не на фактах, а на выдумке, на плодах собственного воображения о самобытных путях экономического развития России, о спасительной роли общин и артелей, о подготовленности мужика к социализму, именно Михайловскому сильно нужно поучиться у кулака Нечаева простому, бесхитростному, но очень глубокому пониманию всех явлений, развивающихся в деревне. Михайловский и народники ослеплены своими фантазиями и не видят жизни деревни, а кулак Нечаев видит деревню, как облупленную, и глубоко понимает в упрощенном виде все сложные процессы… Жалко, что вы не прислушивались посерьезнее и разговорам Нечаева, они очень поучительны...

Так весной 1920 года Ленин определяет самое начало своей революционной деятельности, ее первоначальное поприще. 1893 — самарский! — год называет он годом своего вступления в партию.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены