Именно в Самаре, куда Ленин переезжает из деревни Алакаевки в октябре 1889 года, он руководит первыми марксистскими кружками. Впервые встречается с революционно настроенными рабочими. Вступает в первые идейные бои с народниками. Здесь к 1893 году формируются и складываются у Владимира Ильича идеи и замыслы его книг о «друзьях народа» и развитии капитализма в России. Здесь он переводит на русский язык «Манифест Коммунистической партия» Маркса и Энгельса. Пишет свою первую статью о новых хозяйственных движениях в крестьянской жизни.
К Самаре можно в значительной степени отнести ленинскую характеристику первых марксистских кружков, которую он сформулирует почти полтора десятилетия спустя в предисловии к сборнику своих работ «За 12 лет»:
— В свое время кружки были необходимы и сыграли положительную роль. В самодержавной стране вообще, — в тех условиях, которые созданы были всей историей РУССКОГО революционного движения в особенности, социалистическая рабочая партия НЕ МОГЛА развиться иначе, как из кружков. Кружки, т. е. тесные, замкнутые, почти всегда на личной дружбе основанные, сплочения очень малого числа лиц, были необходимым этапом развития социализма и рабочего движения в России.
«На личной дружбе» с Исааком Лалаянцем, Марией Лебедевой, Алексеем Скляренко и другими молодыми самарскими марксистами был основан и ленинский кружок.
После ночевки на берегу Волги, у села Переволоки, Владимир Ильич заявил, что он
— никогда так хорошо не спал, как в эту ночь. Хорошо быть робинзонами!
В селе Жигули Владимир Ильич очень заинтересовался хозяйством крупных семей и заметил:
— ...хорошо бы в такой деревне прожить две-три недельки, чтобы выяснить всю экономическую подноготную…
— Перед привалом возле утеса Стеньки Разина, — рассказывает Беляков, — при распределении мест на ночлег в шалаше пришлось прибегнуть к жеребьевке: всякий старался уступить более удобное место товарищу. И здесь Владимир Ильич шел впереди всех, и не только перед этим ночлегом, но и во все время путешествия он как-то незаметно заботился о всяком мелком удобстве своего соседа.
Ранним утром, во время грозы и бури на Волге, у большинства путешественников настроение испортилось, и только Владимир Ильич сопротивлялся его упадку. «За все время поездки Владимир Ильич всегда выдвигал или присоединялся к наиболее крайним позициям, где требовались решительность и настойчивость без всяких колебаний».
Встретив в Царевщине крестьян-правдоискателей Василия Князева. Амоса Прокопьевича и Ерфилыча, Ленин потом говорил друзьям:
— Вот опять интереснейший отрывок жизни. Мысль крестьянина ищет выхода, бьется, забредает в затхлые религиозные закоулки и бодро радуется, когда поймет суть дела. Василий Князев, Амос Прокопьевич, Ерфилыч — какие прекрасные люди, ставящие на первый план интересы общества! И сколько таких амосов разбросано по бесконечным селам и бьются, отыскивая выход, оторванные от тех, кто этот выход может указать! Эти силы необходимо объединить и направить и особой цели не по народническим тупикам и закоулкам, а по прямому пути марксизма.
В Самаре и Самарской губернии Ленин увидел страшные картины голода 1891 — 1892 годов, поразившего тогда Поволжье. Десятилетие спустя уже на страницах «Искры» и «Зари» в статье «Борьба с голодающими» и «Внутреннем обозрении» Владимир Ильич обращается к воспоминаниям юношеских лет. В первой из названных статей он пишет:
— Известно, что в 1891 г[оду] были рассылаемы прокламации «крестьянских доброхотов», прокламации, справедливо укатывавшие народу на его настоящего врага; были, вероятно, и другие попытки агитации на почве голода
Прокламацию, на которую по памяти ссылается Ленин, издала под заглавием «Первое письмо к голодающим крестьянам» и за подписью «Мужицкие доброхоты» петербургская «Группа народовольцев». Напечатана она в той самой подпольной Лахтинской типографии, где зимой 1895 года вышла нелегальная брошюра самого Владимира Ильича «Объяснение закона о штрафах». Видимо. «Мужицкие доброхоты» ознакомили со своей листовкой и брата Александра Ульянова. Зимой 1902 года в статье «Признаки банкротства» Ленин скажет:
— Хищническое хозяйство самодержавия покоилось на чудовищной эксплуатации крестьянства. Это хозяйство предполагало, как неизбежное последствие, повторяющиеся от времени до времени голодовки крестьян той или иной местности. В эти моменты хищник-государство пробовало парадировать перед населением в светлой роли кормильца им же обобранного народа. С 1891 года голодовки стали гигантскими по количеству жертв...
Вспомнит, наверно, Ленин и о Самаре, когда напишет осенью 1901 года:
— «народ болеет и мрет... «хлеб», употребляемый им в пищу, есть нечто невероятное, вовсе и не заслуживающее названия хлеб.
Ведь, по воспоминаниям Белякова, в Самаре тех лет на бесчисленных «журфиксах» радикалы и либералы показывали со вздохом глубокого сожаления образцы «голодного хлеба», сильно похожего на прессованный и засушенный навоз. Иметь образец «голодного хлеба» стало признаком хорошего тона. Вспоминает Владимир Ильич и самарских
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.