Рассказ
Алла Белякова не новичок в литературе, но до сих пор мы ее знали как сценариста фильма «Сверстницы». «Тасин бунт» — один из первых рассказов Аллы Беляковой. В начале 1967 года в издательстве «Советский писатель» выйдет ее сборник новелл «Красное небо».
У Аллы Беляковой своя, глубоко пережитая, выстраданная тема — тема войны. К этой теме долго еще будут обращаться писатели разных поколений. Великая Отечественная воина бесконечно будет волновать умы и сердца людей.
Но в своих рассказах, и в частности в рассказе «Тасин бунт», Алла Белякова как будто бы и не пишет о войне. Она просто рассказывает о тяжелых годах, когда люди, гонимые войной, покидали родные места и когда дети, теряющие матерей, рано становились взрослыми.
Не рвутся бомбы, не свистят пули, не грохочут танки...
И все-таки идет война — вечная война добра со злом, милосердия с черствостью и грубостью души. Об этом рассказ Аллы Беляковой.
Георгий Семенов
Поезд дернулся. Тася сидела, забившись в угол, закрыв глаза. В вагоне было душно, накурено.
Поезд медленно полз меж заснеженных полей, кричал, на что-то жалуясь, уступал дорогу воинским эшелонам.
Тасю мучил озноб, холод. Лоб у нее ломило, глаза сухо горели, звон стоял в ушах, ноги в дырявых, неподшитых валенках стыли, словно в снегу.
Тася старалась устроиться поудобнее, но в окно дуло, в опухшем горле щипало от дыма.
— А-а, тихоня... — вдруг ласково пропела тетка. — Сбежала?..
Перед Тасей проплыло розовое, толстое, ненавистное лицо, белые щелки вместо глаз, тугие шары щек, русые, словно приклеенные к голове волосы.
Тася открыла глаза.
Кругом были незнакомые люди.
«Нет ее, нет, — радостно застучало в голове у Таси, — нет ее здесь...»
На нижних полках люди сидели вплотную друг к другу. Проходы были завалены вещами. Счастливцы, занявшие верхние полки, спали. Нога в полосатом шерстяном носке свешивалась с полки прямо над Тасиной головой.
Рядом с Тасей сидел пожилой рябоватый солдат в шинели внакидку. Шея у него была забинтована.
Напротив Таси молодая женщина с бледным лицом и синеватыми губами кормила грудью ребеночка, прикрыв его личико и грудь углом платка. Ребеночка не было видно, только крошечная, нежная, морщинистая ручка, высвободившись из одеяльца, слабо и бессмысленно толкала воздух.
Пожилой смуглый солдат внимательно смотрел на Тасю.
Тася попыталась сдержать озноб и не смогла. Она снова испуганно прикрыла глаза.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.