Утверждение: «Тарту — студенческая и спортивная столица Эстонии» — легко доказуемо только в первой своей части. Город, в котором нет и 80 тысяч жителей, имеет университет (один из старейших в стране), сельскохозяйственную академию (одну из крупнейших в' стране), пять техникумов и 6 тысяч студентов. Что же касается второй части утверждения, то здесь одной фразой не отделаешься.
Если бы при определении спортивности исходить из принципа «на душу населения», самая маленькая каша республика наверняка была бы главным претендентом, на очень почетный, хотя и не существующий официально титул чемпиона страны.
В Эстонии любят спорт и знают ему цену. Свидетельство тому и шутка, рассказанная мне одним эстонским журналистом («Есть один эстонец, который не занимается спортом и не любит его, но он живет не в Эстонии...») и нешуточный тираж «Спортдилехта» («Спортивной газеты»). — 45 тысяч экземпляров! Читатели любят свою газету: на нее трудно подписаться, еще труднее купить ее в киоске. Газета любит своих читателей. «Спортдилехт» — единственное наше спортивное издание, которое выходит по понедельникам (наиболее интересные соревнования проводятся, как правило, по воскресеньям, и читателю «Спортдилехта» в отличие от читателя «Советского спорта» не надо дожидаться вторника: все, что он хочет узнать, он узнает в понедельник утром).
Эстонские тренеры не доказывают родителям своих юных воспитанников, что спорт — это хорошо, и поэтому не нужно мешать детям заниматься спортом. Нынешней зимой решено было провести лыжную вылазку по маршруту Тарту — Отепя — Тарту. От Тарту до Отепя — 28 километров. Дистанция. в 56 километров — штука серьезная. Вот почему и решили инициаторы вылазки установить возрастной ценз: на старт допускались лишь те, кому уже исполнилось 17 лет. И все же в походе участвовали даже 13-летние спортсмены. Строжайший запрет «Дети до 17 лет на трассу не допускаются!» был отменен под давлением превосходящих сил «противника» — детей и их родителей.
Нужны очень веские основания, чтобы быть спортивной, столицей спортивной республики. У Тарту они есть.
Тарту — это борец Иоганесс Коткас, боксер Роман Каристе, легкоатлеты Хейно Липп, Март Паама, Каупо Метсур, Калю Юркатамм, Лайне Эрик, Вильве Марэмяе, Рейн Аун, Айнсо Ма-дис, теннисисты Петер Ламп и Инна Халлинг, пятиборец Ханно Сельг, шахматист Иво Ней, баскетболисты Эдгар Нааритс, Ильмар Куллам, Яак Лйпсо, Тыну Лепметс, Марет Отса, Вальве Люютсепп. Любителям спорта эти имена говорят о многом.
Тарту — это город, в котором культивируются все виды спорта, кроме бадминтона и хоккея с мячом.
Тарту — это 20 тысяч людей разного возраста (от пионеров до пенсионеров), регулярно занимающихся спортом.
Для тех, кто сочтет, что всего этого мало, что все это еще не дает Тарту права именоваться спортивной столицей Эстонии, я готов выложить последний козырь: в 1960 году Тарту было вручено переходящее Краснов' знамя за победу в соревновании по развитию спорта и массовой физкультурной работы. Красное знамя за победу не в республике, а в стране!
Быть может, это переходящее знамя и по сей день находилось бы в Тарту, если бы не решение Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР. К соревнованиям стали допускать города с населением свыше 100 тысяч жителей. Так что Тарту придется подождать до тех пор, пока его население увеличится на 20 тысяч человек.
Спортивному журналисту, впервые приехавшему в Тарту, обязательно приходится заниматься переоценкой ценностей. Я бывал во многих городах и хорошо знаю, как патриотичны спортивные руководители. «Знаете А., чемпиона страны? Он сейчас живет в Москве, но начинал он у нас», «В этом году пять наших перворазрядников должны стать мастерами спорта!» — такие реплики воспринимаются порой как должное: чем же еще должны гордиться спортивные «отцы» города?
В Тарту все иначе. И здесь гордятся своими земляками, принесшими Тарту всесоюзную и мировую известность. Но это не единственный и, я бы даже сказал, не главный повод для, гордости.
Вот о чем мне рассказали, не дожидаясь расспросов.
О том, что в городе 130 мастеров спорта (!).
О том, что из 6 тысяч студентов не занимаются спортом только 700.
О том, почему не хватило значков участникам 15-километрового лыжного похода. Год назад в походе участвовали 1 200 человек. На этот раз справедливо решили, что число участников возрастет, заказали 2 тысячи значков. После окончания лыжной вылазки выяснилось, что в самом срочном порядке надо заказывать еще тысячу.
О том, что в нескольких классах одной из тартуских школ уроки физкультуры проводятся ежедневно. О том, как довольны, как хорошо чувствуют себя ребята этих классов и как завидуют им те, которые учатся в «неэкспериментальных» классах.
...Во время всех этих бесед, кажется, ни разу не было упомянуто слово «массовость». Может быть, потому, что это в общем-то хорошее слово затаскано и потеряло свой первоначальный смысл. А может быть, потому, что- в нем не было нужды: важна-то массовость, а не разговоры о ней.
Не подумайте, однако, что, окружив заботой массовый спорт, в Тарту обделяют вниманием мастеров, рекордсменов, чемпионов.
Мастерство и массовость — две стороны медали, именуемой спортом. В Тарту заботятся о тех, кто должен приумножить спортивную славу города, республики, страны. Заботится, но не балуют. Немного об этом самом «не балуют». Речь идет о лечении так называемой «звездной болезни» во всех ее проявлениях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.