Фредерик Базиль, человек выдающегося дарования, рано сложившийся как художник, несомненно, истинный импрессионист, не успел услышать слово «импрессионизм», но его работы стали истинными шедеврами этого течения.
Он по-прежнему в их ряду – в романах, монографиях, в фильмах, посвященных импрессионистам… Всегда готовый прийти на помощь и поделиться со своими пылкими и талантливыми друзьями всем, что у него есть...
В начале 1870 года Базиль пишет большую картину – «Мастерская художника на улице Кондамин». (Улица Кондамин находилась неподалёку от кафе папаши Гербуа, в квартале Батиньоль. В этом же квартале была мастерская Мане, где часто бывали его молодые коллеги и друзья. Поэтому их стали называть «батильонцами»).
Базиль еще не знал, что впереди у него – всего несколько месяцев. Эта картина стала его прощанием с друзьями, с искусством, с жизнью, которую он для себя выбрал…
Парижская мансарда, каких в Париже тысячи. В большом окне видны городские крыши. Зима, в Париж пришли холода, и в печке – горящие поленья. Сразу понятно – это мастерская художника: на стенах большие картины и рисунки, эскизы. Стол, стул, фортепьяно – и шесть молодых мужчин.
Один из них, плотный коренастый человек, – Эмиль Золя, поднимаясь по лестнице, он остановился и что-то говорит тому, кто сидит внизу на столе. Его собеседник – Огюст Ренуар. Тогда они еще очень дружили – бывшие ученики Глейра и молодой писатель Золя. А потом Золя написал роман «Творчество», главным героем которого стал художник-неудачник Клод Лантье. В образе Лантье одни читатели узнавали Мане, другие – Сезанна. Так или иначе, но те, кого вскоре назовут импрессионистами, страшно обиделись на Золя. «Вы были настолько любезны, что прислали мне «Творчество», – Моне в своем письме автору романа был довольно саркастичен. – Я очень вам обязан. Я прочёл её и должен признаться, что очень расстроен и встревожен. Вы сознательно старались, чтобы ни один из ваших персонажей не походил ни на одного из нас, но, несмотря на это, я боюсь, что пресса и публика, наши враги, могут вспомнить Мане или, по крайней мере, наши имена, чтобы объявить нас неудачниками, что, конечно же, не входило в ваши намерения. Я отказываюсь в это верить…»
А на картине Базиля художники по-прежнему дружат с писателем. Ренуар с увлечением беседует с умным Золя – возможно, о косности жюри Салона, не принимающего работы батильонцев, или о последних событиях в мире, или о новых творческих замыслах. У мольберта обсуждают новое полотно Базиля Мане и Моне. Рядом с ними, высокий, стоящий в профиль мужчина, – сам автор картины. Он внимательно слушает, что говорят учитель Мане и друг Моне. (Кстати, после того, как Базиль закончил портреты своих друзей, Мане сам взял кисти в руки и придал портретное сходство фигуре Базиля). За фортепьяно – Эдмон Метр, большой друг Базиля, музыкант-любитель, что-то тихо наигрывающий, дабы не мешать другим обсуждать высокие материи…
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Эта картина - одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. А ведь в России ее не видели почти сорок лет – с 1914 по 1950 год!
Муза Пауля Рубенса
Картина «Пир в доме Левия»
Красотой церквей и станций метро Россия обязана трем поколениям мастеров
Герцог Бэкингем и Анна Австрийская
Для кого был написан самый смешной учебник русского языка
Утраченное наследство, Сталин-ёфикатор и другие истории из жизни буквы Ё
Рассказ