И на руках мозоли, как карманы...
Много нас!
Греми, кирка!
Кроши слепую землю!
Сурово падай, гулко падай вниз!
В этих строчках
Романа Солнцева максимально воплотилась приверженность молодой поэзии к формуле: «Гремит кирка, врезается
в землю лопата — эх, и здорово мы работаем!» Все внимание уделяется исключительно тому, что земля очень твердая, а лопата давно не точилась, комбинезоны, сделаны из грубого брезента и в придачу ко всему нестерпимо печет солнце. Говорить нечего: когда оказываешься в подобном положении, то действительно в первую очередь думаешь о том, сколько часов осталось до обеденного перерыва.
При этом даже сложились правила «хорошего тона», по которым весь процесс работы надо описывать как можно более разорванными и бессвязными фразами, умышленно алогичными, призванными как можно сильнее поразить воображение читателей точным воссозданием всех шумовых эффектов.
Трудно говорить о каком-либо глубоком осмыслении роли труда в стихах, которые ограничиваются стенографической записью шумов, производимых механизмами, числа ударов, сделанных киркой, да сообщениями об усталости, которая охватила тебя к концу смены. Стихи эти не дают возможности для серьезных обобщений. Не дают? Сами авторы не всегда с этим согласны. Вспомните приведенную цитату из стихотворения Р. Солнцева и прочитайте теперь его концовку:
Здесь будет дом.
А здесь вот будет зелень.
А вообще здесь будет
Коммунизм.
Безусловно, мысль высказана верная, но каким по меньшей мере неловким и неоправданным выглядит это обобщение среди бесшабашно легкой атмосферы всего стихотворения!
Самого факта, что во время работы приходилось трудно, возникала необходимость терпеть какие-то лишения, авторам кажется вполне достаточно, чтобы говорить об исцелительной роли труда, представляя процесс воспитания трудом как что-то автоматическое и полностью безотказное. Мало этого — подобный метод воспитания находит немудреное воплощение в рецептах, которые авторы щедро и охотно выдают сверстникам, сбившимся с правильного пути;
А ты вот ходил ли по снегу пешком? А грел ли ты щеки руками? А омули ел ли ты. парень, с душком С байкальскими рыбаками?—
настойчиво расспрашивает воображаемого собеседника Иван Лысцов и, добившись отрицательного ответа, решает без промедлений:
Эх, парень, ты, парень, пойдем-ка
со мной:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ