Целина – человек и хлеб

Н Лимонов| опубликовано в номере №870, август 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

В «Смене» № 13 под рубрикой «Читатель бьет тревогу» были опубликованы письма целинных механизаторов Ивана Габа и Леонтия Баранова. Они поднимали важную проблему — текучесть механизаторских кадров в некоторых целинных совхозах.

Корреспондент «Смены» побывал в целинных совхозах — «Шуйском» и «Коктюбинском». Вот что он сообщает.

Мы сидели на скамье в зале ожидания станции Осакаровка, недалеко от Караганды. Сидели плечом к плечу, потому что так было теплее. Парень привычно ломал зубами жесткий пряник и говорил будничным голосом:

— Вот, к примеру, наша бригада. Плотники, каменщики, штукатуры. Собираемся поездить по совхозам. Говорят, хорошо можно заколотить...

Парень говорил правду. Директора некоторых совхозов охотно заключают договоры с «дикими» строителями. С такими бригадам» очень легко сговориться...

— Заколотить полета кусков за сезон — пара пустяков.— Парень был очень спокоен и уверен в себе. Видно, он хорошо знал, что ему нужно.— И ты меня не агитируй. У каждого своя судьба и своя работа. Мне моя жизнь пока что нравится.

Это было давно, во время третьей целинной посевной. И сейчас, по дороге в Атбасарский район, я снова вспомнил эту встречу, в моем кармане лежали два письма. Они пришли в Москву с целины, из Актюбинской и Целиноградской областей. Иван Габ и Леонтий Баранов писали, что в целинных совхозах плохо приживаются молодые механизаторы. Сам Леонтий ушел из Шуйского совхоза и переехал в совхоз имени Карла Маркса. В «Шуйском» не дают работать по-настоящему, низкие заработки, вот и разбегаются ребята, .писал Баранов. Иван Габ из совхоза «Коктюбинский» сообщал, что ежегодно их хозяйство покидает более пятидесяти механизаторов.

Письма были тревожные. Они напомнили мне самые первые, трудные годы целины.

* * *

Я начал понимать Леонтия Баранова, когда лектору стали задавать «опросы. В зале совхозного клуба московский киновед рассказывал о том, как снимаются фильмы. В рядах взметнулась чья-то рука:

— Объясните, пожалуйста, что такое система Пиранделло?

в совхозе имени Карла Маркса шло очередное занятие университета культуры.

— А в «Шуйском», когда я там работал, показывали две картины в месяц,— грустно сказал Леня Баранов.— Объявления висели по 3—4 дня: ждите кинопередвижку. Собирались и ждали, а в полночь расходились, так и не дождавшись. Но главное, .конечно, не в этом. Можете считать меня летуном: уехал, не захотел бороться с трудностями. Можете заклеймить меня позором, но только напишите правду. Все, как было.

Дома Баранов бросил на стол лачку фотографий и сел, положив подбородок на ладони.

— вот здесь мы все. Весь наш выпуск.

Сорок шесть механизаторов сфотографировались на прощание со своим директором. Потом они уложили парадные костюмы в чемоданы и надели комбинезоны. Вчерашние курсанты спешили на посевную, время получать кончилось. Наступило время отдавать.

— К началу уборочной из двух наших групп осталось только восемь человек. Кроме нас, весной же приехала группа с Украины — тридцать человек. Тоже мало кто остался.

.Баранов через стол протягивает любительские снимки.

— вот эти два Ивана сейчас в Кемеровской области, на шахте. Гречин в Москве. Володька Ловцов в Ивановской области, трактористом на канале. А вот этот, с гитарой, Елисеев Сергей, снова на Сахалине. И Волков Алексей там же. Пишут, не поменялось ли руководство в «Шуйском».

...Мы помним 1954 .год. Помним, как шли на целину эшелоны под комсомольскими знаменами. Рассказывают, как работницы кустанайской фабрики «Большевичка» в середине марта раздобыли для новоселов букеты живых цветов, как вручали эти букеты на завьюженном перроне посланцам комсомола. Как распределяли по семьям детей, чтобы не делили они с родителями тягот первых палаточных месяцев. И как торжественно и радостно гремели оркестры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дневник

Рассказ