Тема труда в молодой поэзии
Недовольство современным состоянием молодой литературы, наверное,— горькая и вечная участь критики. Самые суровые претензии всегда рождены желанием видеть свежий приток сил в поэзии более сильным и боеспособным. Но у этого справедливого недовольства есть своя опасность — угроза забыть о масштабе достигнутых успехов, считая их само собой разумеющимися. Ведь в активе поэзии молодых есть стихи, которые весомо и убедительно говорят о ее зрелости. Вспомним «Суд памяти» Е. Исаева и «Реквием» Р. Рождественского, лирику Р. Казаковой, В. Гордейчева, В. Цыбина, наконец, стихи молодых поэтов «последнего призыва»: Л. Агеева и В. Павлинова, А. Зауриха и Б. Примерова, П. Мелехина и И. Волгина. Кажется, есть все основания, чтобы смотреть на молодую поэзию оптимистически, заявлять о ее бесспорном взлете. И все же нельзя не видеть: молодая поэзия недостаточно взросла, ей не хватает дыхания для большого разговора о сложных и важных вопросах времени.
С особой остротой и ясностью это стало заметно в свете ответственных задач, которые были поставлены перед литературой на встречах руководителей партии и правительства с творческой интеллигенцией, которые были сформулированы в постановлении июньского Пленума ЦК КПСС. Молодая поэзия, как органичная и неотъемлемая часть всей советской литературы, должна глубоко и взволнованно рассказывать о величайших завоеваниях, достигнутых страной, передавать гордость за поистине сказочные дела нашего народа. Одна из важнейших и основных задач — ярко, красочно передать пафос труда, героического созидания. Что, как не труд, помогает человеку осознать общность интересов с другими людьми, дает возможность постоянно чувствовать надежный локоть товарища! И не только тем важно изображение труда, что дает богатые возможности для «самоутверждения» активного, сильного, внутренне богатого человека,— оно способствует вскрыванию противоречий и сложностей в отношениях между людьми, показу их характеров с наибольшей полнотой и значимостью.
Молодой поэзии нельзя пожаловаться на отсутствие в нашей литературе богатых традиций в изображении труда — могучего средства коммунистического воспитания. В лучших произведениях советской поэзии процесс «перековки душ» запечатлен с большой глубиной, волнующей правдивостью:
Чем-то всяк здесь становится краше
И заместо твое да мое
Чаще слышно по-здешнему наше,
Наше слово и наше житье.
Будто в праздник, для всех без талона,
Все становится нашим сполна —
Наше солнышко, наши знамена,
Город наш и Россия-страна.
Как емко и впечатляюще сказано в этих строчках Бориса Ручьева о коренном перерождении человека!
А по-настоящему рабочие стихи Я. Смелякова или А. Прокофьева!..
Не ожидайте сразу сожаления, что труд занимает слишком малое место в стихах молодых поэтов — такой вывод и несправедлив и неверен. Даже если оценивать чисто формально, то «стихи о работе» занимают в молодой поэзии совсем не малый объем. Много среди них стихов, повествующих о труде горячо, страстно, зажигательно. Глубокая, чуть ли не фанатичная влюбленность в работу, отношение к ней как к самому важному и главному на земле свойственно лирическому герою Николая Анциферова. Даже о трудном и опасном в профессии шахтера поэт рассказывает с оттенком шутливой снисходительности к себе. И эта легкая ирония не только не принижает героя в наших глазах, а, напротив, делает его еще более привлекательным:
Я работаю, как вельможа,
Я работаю только лежа.
Не найти работенки краше,
Не для каждого эта честь.
Это — только в забое нашем:
Только лежа — ни встать, ни сесть.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.