— У них под каблуком весь город!
Так сказал нам знакомый металлург «Магнитки». Поначалу мы удивились столь неожиданному заявлению, но знакомый наш был шутник, и мы расценили это заявление как очередную шутку. Впрочем, потом нам пришлось убедиться в том, что в этой шутке много правды и что город действительно «под каблуком». Но он вовсе от этого не страдает. Скорее наоборот.
Тридцать пять девушек-продавщиц из Дома обуви снискали себе самую широкую популярность, и если Изогиз начнет выпускать открытки с их изображением, в Магнитогорске никто не удивится. Такую популярность им принесли, как они сами говорят, гастроли. Да, именно гастроли, как ни непривычно звучит это слово в применении к магазину. Теперь об этом знает весь город, но в первый раз это было довольно неожиданно.
Человек, со дня основания работающий на Магнитогорском комбинате, не мог бы припомнить, чтобы по заводскому селектору передавали что-нибудь подобное. В эту минуту все рабочие крупнейшего на «Магнитке» коксохимического цеха затаили дыхание. Было от чего прийти в недоумение...
«Если вы молоды, не переоценивайте суровости нашей уральской зимы — не покупайте слишком громоздкую меховую обувь. Пусть даже ваша девушка постоянно опаздывает на свидания и вам приходится ждать ее на морозе,— вы можете приобрести тонкие, изящные ботинки на замшевой подкладке. Ну, а вашей девушке подойдут туфли на высоком каблуке и меховой подкладке...»,— говорил по селектору незнакомый женский голос.
И звучало это как поэма. Разве что не было рифм. Впрочем, отсутствия их, должно быть, никто из слушавших не заметил: все следили за содержанием. А в довершение всего селектор пригласил всех в красный уголок коксохимического цеха, где можно будет познакомиться со всем, о чем только что говорилось. И не только познакомиться — металлургов приглашали отнюдь не на выставку...
На несколько дней красный уголок превратился в магазин. Никого не смущало, что здесь не было прилавков. Зато как легко и просто находили общий язык продавцы и покупатели! Это была настоящая торговля. Только старинный девиз «Не обманешь — не продашь» исчез бесследно.
Покупатель: Кажется, по ноге. Девушка, я беру эти ботинки.
Продавец: Ну что вы, такие ботинки носят после сорока! Еще успеете. Посмотрите вот эти. Они стоят дешевле.
Молодой парень подходит к продавщице, держа в руках узкие модные туфли. Он явно смущен.
Покупатель: Девушка, вот тут я подобрал себе ботинки. Только у меня денег не хватает...
Продавец: Ничего страшного. Забирайте туфли. Деньги отдадите в получку.
Пожилой металлург долго перебирает коробки с дамской обувью. Затем обращается к продавщице.
Покупатель: Скажите, а можно, так сказать, не глядя? Понимаете, дочка у меня в институт поступила... Хотелось бы по последней моде подарок. Только я вот не помню размера...
Продавец: Не зная, конечно, трудно. Но мы вам дадим три размера, какой-нибудь из трех подойдет вашей дочке. Остальные вернете.
Покупатель: Вот спасибо!..
...— Товарищи! Если кто-нибудь не может сейчас подобрать себе обувь по размеру или по вкусу, просим вас записывать в эту книгу, что вам хотелось бы приобрести. Постараемся вам помочь.
— Откуда вы приехали, девушки?
— Из Европы,— шутит продавец Алла Завьялова.
Шутка шуткой, а она сказала правду. Действительно, из Европы. Магазин находится в европейской части города — на правом берегу реки Урал. А «Магнитка» — на левом. В Азии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Интервью после поездки по США