Звездами обрызганный луг

Ольга Воронова| опубликовано в номере №1196, март 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

НАША ЗАДАЧА – СОДЕРЖАНИЕ.

ЛИЦО. ДУША ЧЕЛОВЕКА. ДРАМА ЖИЗНИ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

ЕЕ ЖИЗНЬ И СМЫСЛ. ДУХ ИСТОРИИ – ВОТ НАШИ ТЕМЫ...

КРАСКИ У НАС – ОРУДИЕ. ОНИ ДОЛЖНЫ ВЫРАЖАТЬ НАШИ МЫСЛИ,

КОЛОРИТ НАШ – НЕ ИЗЯЩНЫЕ ПЯТНА. ОН ДОЛЖЕН ВЫРАЖАТЬ НАМ

НАСТРОЕНИЕ КАРТИНЫ. ЕЕ ДУШУ. ОН ДОЛЖЕН РАСПОЛОЖИТЬ

И ЗАХВАТИТЬ ВСЕГО ЗРИТЕЛЯ. КАК АККОРД В МУЗЫКЕ.

И. Е. РЕПИН

Молодой художник пишет открывающийся ему пейзаж: суровые северные сопки с шапками вечных снегов, тесным кольцом обступающие новый поселок. Художник взволнован, счастлив; видно, что он захвачен Севером, увлечен творчеством.

Юная строительница, оторвавшись на минуту от работы, задумалась, сжимая в руке зеленую весеннюю веточку. Ей хорошо, ей радостно, ибо всем многообразием своих мыслей и чувств она органично связана с окружающим миром.

«В Заполярье. Творчество» ленинградца Г. Фадина и «Бело-голубой день» уфимца Я. Крыжевского были экспонированы на Всесоюзной выставке произведений молодых художников «Молодость страны». Казалось бы, старые, как мир, сюжеты: живописец на этюдах, девушка, подставляющая лицо солнечным лучам. И все же сюжеты этих картин не воспринимались как устаревшие. И не потому, что девушка сидела на железобетонных балках, а художник писал новостройки и скользящую к ним асфальтовую ленту. Новизну несло в себе настроение полотен, их интонационный и эмоциональный строй.

Искусство обладает удивительным свойством: обновляясь вместе с жизнью, оно всегда находится в движении. Особенно заметно это на молодежных выставках. Мы помним публицистическую требовательность художников начала шестидесятых годов, лиризм и романтику тех, кто пришел им на смену в конце десятилетия, – в те годы молодело, увлекалась историей, стремилась поэтизировать жизнь, говорить обо всем приподнято, возвышенно. Затем художники как бы решили «остановиться, оглядеться», заново изучить окружающий их мир – пристально, внимательно всматривались в людей, в предметы, писали сдержанно, чуть суховато, но так, что можно было ощутить «вес, вкус и аромат» каждой воссозданной ими вещи. Сейчас заговорило новое, самое молодое поколение, заговорило негромко, но уверенно.

Новое не создается в одночасье – в мастерских молодых художников уже давно зрело настроение душевной открытости, доверия к жизни. Два года назад в Уфе я впервые встретила одну из работ Крыжевского: юноша и девушка, взявшись за руки, шли по косогору, уверенные в своем праве на счастье. И почти одновременно увидела в Архангельске «Ромашки» Б. Копылова: по расцветшему, словно звездами обрызганному лугу, под плавящимся летним солнцем бежали ликующие девочка и мальчик. В разных городах, в разных областях появлялись картины, в которых - явственно ощущалась общность восприятия действительности. И это позволяет говорить о творческом своеобразии сегодняшней молодежи. Задумаемся: в чем характерность ее искусства, в чем его особенности?

Молодые мастера стремятся ко все более глубокому и истинному пости жению сущности человеческой. Всего один пример: еще несколько лет назад в картинах, посвященных красной коннице, вихрем летели всадники, вздымались на дыбы раненые лошади, воздух серебрился от блеска сабель. Сегодня эта тема раскрывается совершенно по-иному. Вот, например, полотно Я. Анманиса (Рига) «Начало», на котором изображен революционный боец. Тишина окружает бойца. Только по особой собранности, сосредоточенности его лица можно догадаться, что он готовится к какому-то очень важному, решительному действию, быть. может, к сражению. Художник продолжает начатое его предшественниками: они изучали эпоху, он изучает человека; он словно ставит себя на место своего героя, хочет понять его изнутри – войти в круг его переживаний. Время боев за Советскую власть живописец видит сегодня не только как череду стремительно сменяющих друг друга событий. Он открывает перед нами их необходимую связь, и это сообщает произведению художественную целостность и исторический оптимизм.

Впрочем, исторических произведений на выставке сравнительно немного, художников больше волнует современник, их товарищ и сверстник. Зато в нем их интересует все: его работа, образ жизни, внешний и внутренний облик, пристрастия. Как правило, это человек, умеющий работать и думать, тонко чувствующий, открытый для радостей бытия. Показательно в этом плане полотно Н. Толпекиной и Я. Яковлева (Новосибирск) «Молодые ученые новосибирского Академгородка». Ученые показаны не только в рабочей обстановке у электронно-вычислительных машин, но и на прогулке в парке, в спортивных куртках и в модных свитерах. Оптимизмом эмоциональной атмосферы, легкостью композиционного построения, мажорной многоцветностью красок утверждается подход к человеку как к многогранной и неповторимой личности.

Постигнуть духовную весомость, значительность человеческой души – вот задача художников. Скульптор Н. Очир-Убушаев из Элисты в « Портрете лауреата премии Ленинского комсомола доярки Е. Курносовой» и живописец Кириллова из Ленинграда в полотне «На прополке» стремятся к одному: добиться в живом конкретном образе естественного слияния чувства и мысли, частного и обобщенного. Они стараются выявить в своих героях черты, свойственные всей молодежи наших дней. За счет психологической насыщенности натура несколько трансформируется, подчиняется конструктивной логике замысла и композиции.

В гармонии человека и его действий, человека и окружающего его мира видят художники торжество гуманистической мысли. В полотне В. Владыкина (Москва) «Семья художника Ло-шакова» люди показаны в гармоническом единстве с бытием, с природой. Внимательно, словно через увеличительное стекло, рассматривает Р. Ва-лювене (Вильнюс) полевые цветы и травы. Укрупненные, они сказочно видоизменяются, превращаясь в фантастические растения, пышным ковром покрывающие землю. Землю людей...

Человеческие руки оберегают жизнь планеты, заключают ее в светлый, заботливый круг – панно «Природа», задуманное художниками Московской области А. Кошкиным, А. Лозенко, А. Махотиным, Л. Петрушиным и А. Солоповым как плакат, проникнуто лирическими, раздумчивыми интонациями. Добрые руки охраняют мир от зла; добрые руки защищают цветы, раковины, бабочек, легконогих коней с несущимися по ветру гривами. Так должно быть, говорят молодые художники, так будет.

По молодежной выставке всегда идешь, словно по ступенькам: вверх-вниз, вверх-вниз...

В «Молодости страны» было немало «подъемов» – работ, идейно продуманных и художественно завершенных. А. Алиев, живописец из маленького поселка Бузовны, что возле Баку, романтизирует труд, самые простые сюжеты у него приобретают оттенок торжественности, величия; цвет, создающий эмоциональную атмосферу его полотен, становится то материально плотным, то прозрачным. К пластической глубине образов, сложным колористическим градациям идет С. То-робеков (Фрунзе); его живопись нетороплива, чуть приглушена по краскам. Ее отличает сдержанность и сосредоточенность. Артистичны полотна А. Амангельдыева (Мары) и А. Ситни-кова (Москва). В мерцающей поверхности картин Амангельдыева свет будто спрятан в глубине, и лучи его не столько видятся, сколько угадываются. В работах Ситникова кажущаяся наивность сплетается с удивлением перед разлитой в мире красотой, композиционная простота – с красочной изысканностью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Славьте, молот и стих…»

Из выступления на встрече секретариата правления Союза писателей СССР с представителями литературных объединений – горловской «Кочегарки» имени П. Г. Беспощадного и «Вальцовки» московского завода «Серп и молот»