Зрелый возраст дебюта

Алексей Корзухин| опубликовано в номере №1354, сентябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Автобиографии

Молодые лица смотрели на нас с картин молодых художников. Реальные герои. Реальный фон. В скульптуре, в живописи, в графике запечатлен, остановлен миг жизни. Будничный и героический. Спокойный или же мятущийся, наполненный движением. И мы узнаем этот миг. Эти лица. Потому что на полотнах молодых мастеров – мы, молодые, наши дела, наши взлеты, наш труд и просто все то, что любим и чем живем.

Этим летом в Москве лучшие выставочные залы были отданы молодым художникам. В залах Академии художеств СССР, на Кузнецком мосту, в Манеже художники своими работами рассказывали о времени, о современнике, о себе. Вступая в большое искусство, многие молодые заявили о себе как о вполне сформировавшихся, зрелых мастерах, способных с высокой требовательностью, с гражданской ответственностью откликаться на самые сложные вопросы, выдвигаемые нашим временем.

Герой-современник. Что волнует его? К чему стремится? Какие задачи ставит перед собой и каким путем идет к их решению? Каковы его нравственные идеалы? Художник, отвечая на вопросы, ведет со зрителем разговор, откровенный, пристрастный.

Вот молодые солдаты на картине А. Сытова «Вечерняя мелодия». Вместе с шинелями, вместе с погонами на их плечи легла забота о защите Родины. Теперь это главное, что объединяет их, таких разных и таких непохожих в предыдущей гражданской жизни. И, словно бы перекликаясь с этой работой, романтически яркое, даже музыкальное по палитре полотно О. Ефимова «Юность». Летняя пора, такая долгожданная для подростков. Несущиеся кони с юными всадниками. Прозрачный воздух, настоянный на ароматах трав и цветов Веселое. радостное детство. Без взрывов, без пожарищ. Потому что небо, цветы и юность оберегают вот такие молодые солдаты. Природа во многих работах не только фон, она несет и эмоциональную нагрузку. Осыпающиеся золотые листья словно продолжают стремительный бег девушек на полотне Б. Шатохина «В парках и садах», а необычные деревья, напоминающие зимний рисунок на стекле. вносят сказочность в реальный сюжет С. Шицына «Дети севера», оттеняют яркие национальные костюмы.

Не только в настоящем, о сегодняшнем дне рассказывают молодые художники. История Родины, ее прошлое. истоки героизма, преданности и самоотверженности ее защитников – все это одна из ведущих тем выставок.

Повышенный интерес вызвало большое полотно С. Присекина «Кто с мечом к нам придет», посвященное славнейшему в веках Ледовому побоищу, где русские дружины под предводительством Александра Невского разгромили тевтонских псов-рыцарей. Светлый. возвышенный образ древнерусского богатыря помещен живописцем в центр холста; противоборствующие массы сражающихся воинов изображены со скрупулезной тщательностью и достоверностью исторической иконографии. Персонажи запечатлены с тонкой нюансировкой их психологического облика, каждый одет в свой костюм, сражается своим оружием. Яркий контраст состояний в правой и левой частях картины воплощает две полярные силы: добра и зла, мира и войны.

Многим работам этих выставок свойственна чуткость к событиям наших дней. Ко всему, чем богата жизнь на разных широтах нашей страны. Пожалуй. нет такого места на географической карте, где бы не побывали молодые художники. В творческих командировках. на летней практике, во время трудового семестра они украшали поселки, которые только родились на БАМе. Оформляли клубы и дворцы культуры, школы и больницы целины. Нечерноземья. И наряду с этим их творчество отображало деятельность первых земплепроходцев. землепашцев. молодых ученых, рабочих.

Некоторые студенты института имени В. Сурикова проходили преддипломную практику на островах Дальнего Востока. «Рыбаки Дальнего Востока» С Оссов-ского. Классическая размеренность ритмов. умиротворенное спокойствие людей. просветленная свежесть природы. И предстает перед нами труд рыбаков – торжественный, едва ли не праздничный. Он возвышен, строг, исполнен достоинства. Краски лаконичны, по-настоящему выразительны, подчинены общей идее работы.

Особенность дипломной выставки, проходившей в залах Академии художеств СССР, – демонстрация оценок, полученных суриковцами на защите. Рядом с названием работы молодого художника часто встречалось «отлично». И даже если эта высокая отметка для некоторых была своеобразным авансом, думается, она оправдана. Так, не все бесспорно по исполнению в работе М.Зайцевой «Балет». Наверное, недостаточно выявлена индивидуальность лиц, несколько искусственными выглядят позы танцовщиц. Но это заявка на интересное, жанровое по характеру произведение.

Главное впечатление от молодежных выставок – надежда и уверенность. Если начало для многих художников столь многообещающе, то и продолжение, верится, будет интересное, значительное. Молодых художников ждут новые дела, новые ударные стройки, молодые города и заводы. И прежде всего – новые люди.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Анонимный заказчик

Роман. Продолжение. Начало в №№ 14 – 19.