Горы голубые, угрюмые. Тайга дикая, непроходимая. Тундра бесконечная между перелесками, а среди всего этого горы песка, мелкой гальки, остатков великих морей, дном которых был нынешний Дальний Восток. Ямы, нарытые как будто громадными кротами, - это «Монетный Двор СССР»; здесь добывают золотую валюту в ее первоначальной форме.
Годы гражданской войны согнали людей, занимавшихся мирным трудом, сгруппировали в партизанские отряды.
Заросли горы песка, ямы залило дождями, наполнило снегом и льдом.
Трещали выстрелы среди мирной тайги, нервно билось сердце рабочего и крестьянина Забайкалья и Дальнего Востока.
Деревни были арсеналами и складами провианта. Тайга и горы - недоступными для белых армий лагерями. Приискатели - крестьяне и рабочие боролись против насилия, за мирный труд.
И теперь те же тайга», тундра, горы, но новый, молодой труд, желание строить и восстанавливать разрушенное. А над всем этим дальневосточный руководитель - Дальзолото.
Царствовали Колчаки, золото скупали китайцы, увозили за границу. Туго было приискателям; никто не доставлял товаров на места, в глушь, в тайгу. Приходилось все покупать втридорога.
Трест заработал. Гонят теперь товары по таежным тропинкам на вьючных лошадях, по рекам на пароходах, по речкам на ботах.
В глуби, вдали от жел. дорог разбросаны 48 лавок - складов треста, открыты десятки контор, помогающих приискателям запасаться продуктами, лопатами, кирками, и сдавать добытое золото.
Раньше тысячи приискателей были разбросаны по тайге и горам. Много золота пропадало, спешили хищники - «старатели» заработать и уйти в города, превращаясь в купцов и лавочников.
Теперь трест проводит новое, советское, хозяйское отношение, чтобы не пропадал ни один золотник.
Создаются артели приискателей, отводятся участки, кредитуется товарами, намечаются планы работ и разработок и этим ведется борьба с существовавшим ямным способом добычи, при котором пропадало большое количество золота.
Создание складов - лавок потянуло население вновь в тайгу к забытой во времена интервенции работе.
Заработок доходил до 60 р. в месяц на человека.
За пять месяцев на местах трестом было закуплено около ста пудов золота: Забайкалье дало 72 п. 2 ф., Амурская губерния 15 п. 12 ф., Читинская и Благовещенская губернии 12 п. 4 ф., покупалось оно по 5,2 к. за пробу. За пять месяцев трестом было продано товаров почти на 1,5 млн. руб. Вместе с закупкой золота и снабжением товарами населения, трестом были предприняты меры к восстановлению уже механизированных, но разрушенных годами приисков.
В Амурской губ., в районе реки Селенги, ремонтируется механизированный, оборудованный по последнему слову техники, прииск «Дражтруд»; отпущено на ремонт 250 т. р. Восстановление его закончится в начале 1926 года. Здесь пускают в ход 3 паровых драги колоссальнейший мощности, которые могут промывать до 30 тыс. куб. саж. земли за сезон.
За пять лет предполагают добыть до 100 п. золота.
В районе предприятия новые разведки дают хорошие результаты.
В Приморской губ. в низовье р. Амура, в 100 - 150 вер. от Николаевска на Амуре ремонтируется электрическая драга; отпущено на восстановление ее около 200 тыс. руб. Это предприятие в прошлом принадлежало Английско - Арскому АО и промывало до 50 т. куб. с. песка. В начале 1926 года оно будет пущено в ход. В течение ближайших 2 - 3 лет предполагают добыть 60 пуд. золота, это даст до 300 т. р. прибыли. Так начинает строиться наша золотопромышленность на Д. Востоке.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
В революционном движении (1900 - 1905)