Мне казалось, что можно как-то «заранее» подготовить себя к жаркому климату. Но зной Красного моря безжалостен к новичкам. О жаре забываешь, только когда пароход подходит к красавице Ходейде.
Ходейда производит впечатление даже на тех, кто видел лучшие морские порты мира. А ведь еще недавно все грузы, привозившиеся сюда, совершали сложный путь от парохода до берега. Сначала их перегружали на лодки, а с лодок — на обожженные солнцем спины грузчиков, которые, стоя в воде, принимали на свои плечи не только мешки и ящики, но и приехавших на пароходе пассажиров. Большие суда не могли подойти к берегу.
Теперь Ходейда — настоящие морские ворота Йеменской арабской республики. Порт построен с помощью Советского Союза.
Молодой республике нужны не только первоклассные машины, нужны и специалисты, которые могут ими управлять. Сегодня в Йемене есть собственные крановщики, шоферы, строители. Их первыми учителями были советские инженеры и техники. У служащих порта своеобразный ритм работы. Даже привыкшие к пятидесятиградусной жаре йеменцы прекращают работу в середине дня — к металлическим предметам невозможно притронуться. Смена делится на две части — утреннюю и вечернюю, с большим дневным перерывом.
Из порта в город ведет отличное асфальтированное шоссе. Вдоль него стоят сверкающие чистотой двухэтажные коттеджи — дар Советского Союза народу Йемена.
Молодая республика получила тяжелое наследство. Страна оказалась отставшей на несколько веков. Главная задача-борьба с неграмотностью, вековыми предрассудками, религиозным фанатизмом.
На улицах все чаще можно видеть ребятишек с тетрадями под мышкой — это первые школьники Йемена. И первое слово, которое ребята видят в букваре, — «Аль Джумхурия» — «республика».
Большинство женщин, особенно в сельских районах, еще носит паранджу, но уже встречаешь девушек с открытыми лицами: молодежь хочет видеть солнце без сетки паранджи.
Вот маленькая, но характерная черточка нового быта. На одной из улиц Ходейды мое внимание привлек мужчина, сидящий на ступеньках дома с девочкой на коленях. Раньше рождение ребенка не сулило семье бедняка ничего, кроме новых забот и лишений, а рождение девочки вообще считалось несчастьем. Теперь новое государство хочет видеть всех детей здоровыми и счастливыми. И вот отец с Лейлой ждут мать, ушедшую на базар. В прежнем Йемене любая помощь женщине считалась делом, недостойным мужчины. Теперь отец с молчаливой гордостью показывает нам разукрашенную и нарумяненную маленькую Лейлу — свое счастье, свою надежду.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.