В конце июня в кабинете начальника управления Енисейского пароходства Назарова непрерывно дребезжал телефон. Звонили из крайкома партии и редакций газет, звонили речники и просто знакомые Ивана Михайловича. Спрашивали одно и то же:
- Когда выходите вверх?
- Скоро, - отвечал Назаров, - подготовка заканчивается.
О предстоящем рейсе в верховья Енисея мне рассказал автор романа «Хребты Саянские» Сергей Венедиктович Сартаков.
- Не хотите ли пойти с нами на Большой порог? Договоритесь с Иваном Михайловичем, - сказал он.
Назаров, энтузиаст освоения великой сибирской реки и ее притоков, встретил меня очень радушно. От Дудинки до Кызыла по всему Енисею знают этого приветливого коренастого человека с мужественным лицом. Уже много лет возглавляет он крупнейшее сибирское пароходство и свою любовь к Енисею старается передать другим. В 1953 году, когда я впервые попал а Красноярск, мое внимание привлекла книга под заглазием «На Енисее - реке» с иллюстрациями художника Руйги. Собранные в ней очерки посвящены нелегкому, но романтическому труду енисейских речников. Тогда я не знал, что написал ее не литератор - профессионал, а начальник Енисейского пароходства.
- Недавно у меня вышла еще одна книжка, - сказал Назаров и горячо продолжал: - Мало мы пишем о Енисее, о том, какие большие перемены происходят на его берегах.
Иван Михайлович с увлечением рассказывал, как бурно развивается енисейский флот, мощность которого за годы Советской власти выросла в десятки раз по сравнению с дореволюционным периодом, как успешно идет освоение Подкаменной и Нижней Тунгуски, Пита и других притоков Енисея.
- Все это - дело нашей молодежи, выпускников речных училищ, - говорил Назаров. - Ежегодно, как только начинается навигация, под руководством старшего поколения речников совершают они трудные, тысячекилометровые рейсы в верховья больших и малых сибирских рек, везут грузы в поселки оленеводов, охотников и рыбаков, несут культуру в самые отдаленные уголки Красноярского края. Многие молодые речники уже самостоятельно водят пассажирские и грузовые суда, плавают капитанами, штурманами, становятся опытными лоцманами.
- Обязательно поезжайте с нами, - сказал Иван Михайлович. - Имейте в виду, что даже из речников немногие бывали в местах, куда мы сейчас собираемся. Незабываемые впечатления получите и материал как раз для «Смены»: ведь экипаж на «Кызыле» молодежный, почти все комсомольцы. Им и доверили решающий штурм Большого порога...
На другой день я вылетел в Абакан, чтобы через неделю присоединиться к экспедиции в Минусинске.
Енисей... Недаром назвал его Чехов «красавцем», «могучим, неистовым богатырем». Пятое место среди величайших рек земного шара по длине и седьмое по площади бассейна занимает Енисей. Начинаясь в скалистых хребтах Тувы, на протяжении четырех тысяч километров мчит он свои воды от южных до северных границ нашей Родины.
С незапамятных времен Енисей служил для народов Сибири, населявших его берега, основным средством связи и торговли. Вниз по реке шли барки и плоты, груженные лесом, скотом, хлебом, овощами, вверх - с пушниной, рыбой, икрой. Неимоверно тяжелых усилий стоило тянуть суда против течения людской или конной тягой. О сквозном сообщении и думать не приходилось. Непреодолимой преградой были многочисленные пороги: в нижнем течении - Осиновский, в среднем - Казачинский, в верхнем - Большой.
Пароходство на Енисее открылось в 1863 году. Однако долгое время суда ходили только на нижнем плесе, между Енисейском и устьем реки. Прошло еще более двадцати с лишним лет, прежде чем был покорен Казачинский порог и установилось регулярное пароходное сообщение Красноярск - Енисейск.
Участок Енисея выше Минусинска оставался неосвоенным до самой Октябрьской революции. За это взялись советские речники. Сначала плавали до пристани Означенное, затем стали пробиваться еще выше, через пороги, образовавшиеся в диких, неприступных местах, где Енисей прорывается через Саянские хребты. Еще до Великой Отечественной войны пытались установить навигацию между Красноярском и центром Тувы - Кызылом, но сквозное сообщение наладить не удавалось: мешал грозный Большой порог.
Настоящий штурм Большого порога начался в 1951 году. Единственный путь, соединяющий Тувинскую автономную область с Сибирью, - Усинский тракт протяжением свыше четырехсот километров - уже не мог удовлетворить быстро развивающееся народное хозяйство Тувы. Да и слишком дорого стоит перевозка грузов по этой дороге, переваливающей через громады Западного Саяна.
В 1951 году теплоходы «Хакасия» и «Туркменистан» с помощью тракторов преодолели Большой порог и доставили грузы в поселок Чаа - Холь, один из районных центров Тувы. Через два года такой же рейс совершил теплоход «Азербайджан». Но мощность этих судов была невелика, их проводка являлась сложным и рискованным делом. Тогда решили построить специальный теплоход с большей скоростью и меньшей осадкой. Так на стапелях Красноярского судостроительного завода родился «Кызыл». В 1955 году этот теплоход отправился в первый экспериментальный рейс. Он прошел вверх по Енисею еще дальше своих предшественников. И теперь ему предстояло положить начало регулярному сообщению Красноярск - Кызыл.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Приключенческая повесть (Продолжение. См. «Смену» №№ 19 N 20)