Знмля Сибирская

К Вачнадзе| опубликовано в номере №731, ноябрь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы идем на большой порог

В конце июня в кабинете начальника управления Енисейского пароходства Назарова непрерывно дребезжал телефон. Звонили из крайкома партии и редакций газет, звонили речники и просто знакомые Ивана Михайловича. Спрашивали одно и то же:

- Когда выходите вверх?

- Скоро, - отвечал Назаров, - подготовка заканчивается.

О предстоящем рейсе в верховья Енисея мне рассказал автор романа «Хребты Саянские» Сергей Венедиктович Сартаков.

- Не хотите ли пойти с нами на Большой порог? Договоритесь с Иваном Михайловичем, - сказал он.

Назаров, энтузиаст освоения великой сибирской реки и ее притоков, встретил меня очень радушно. От Дудинки до Кызыла по всему Енисею знают этого приветливого коренастого человека с мужественным лицом. Уже много лет возглавляет он крупнейшее сибирское пароходство и свою любовь к Енисею старается передать другим. В 1953 году, когда я впервые попал а Красноярск, мое внимание привлекла книга под заглазием «На Енисее - реке» с иллюстрациями художника Руйги. Собранные в ней очерки посвящены нелегкому, но романтическому труду енисейских речников. Тогда я не знал, что написал ее не литератор - профессионал, а начальник Енисейского пароходства.

- Недавно у меня вышла еще одна книжка, - сказал Назаров и горячо продолжал: - Мало мы пишем о Енисее, о том, какие большие перемены происходят на его берегах.

Иван Михайлович с увлечением рассказывал, как бурно развивается енисейский флот, мощность которого за годы Советской власти выросла в десятки раз по сравнению с дореволюционным периодом, как успешно идет освоение Подкаменной и Нижней Тунгуски, Пита и других притоков Енисея.

- Все это - дело нашей молодежи, выпускников речных училищ, - говорил Назаров. - Ежегодно, как только начинается навигация, под руководством старшего поколения речников совершают они трудные, тысячекилометровые рейсы в верховья больших и малых сибирских рек, везут грузы в поселки оленеводов, охотников и рыбаков, несут культуру в самые отдаленные уголки Красноярского края. Многие молодые речники уже самостоятельно водят пассажирские и грузовые суда, плавают капитанами, штурманами, становятся опытными лоцманами.

- Обязательно поезжайте с нами, - сказал Иван Михайлович. - Имейте в виду, что даже из речников немногие бывали в местах, куда мы сейчас собираемся. Незабываемые впечатления получите и материал как раз для «Смены»: ведь экипаж на «Кызыле» молодежный, почти все комсомольцы. Им и доверили решающий штурм Большого порога...

На другой день я вылетел в Абакан, чтобы через неделю присоединиться к экспедиции в Минусинске.

В верховьях Енисея

Енисей... Недаром назвал его Чехов «красавцем», «могучим, неистовым богатырем». Пятое место среди величайших рек земного шара по длине и седьмое по площади бассейна занимает Енисей. Начинаясь в скалистых хребтах Тувы, на протяжении четырех тысяч километров мчит он свои воды от южных до северных границ нашей Родины.

С незапамятных времен Енисей служил для народов Сибири, населявших его берега, основным средством связи и торговли. Вниз по реке шли барки и плоты, груженные лесом, скотом, хлебом, овощами, вверх - с пушниной, рыбой, икрой. Неимоверно тяжелых усилий стоило тянуть суда против течения людской или конной тягой. О сквозном сообщении и думать не приходилось. Непреодолимой преградой были многочисленные пороги: в нижнем течении - Осиновский, в среднем - Казачинский, в верхнем - Большой.

Пароходство на Енисее открылось в 1863 году. Однако долгое время суда ходили только на нижнем плесе, между Енисейском и устьем реки. Прошло еще более двадцати с лишним лет, прежде чем был покорен Казачинский порог и установилось регулярное пароходное сообщение Красноярск - Енисейск.

Участок Енисея выше Минусинска оставался неосвоенным до самой Октябрьской революции. За это взялись советские речники. Сначала плавали до пристани Означенное, затем стали пробиваться еще выше, через пороги, образовавшиеся в диких, неприступных местах, где Енисей прорывается через Саянские хребты. Еще до Великой Отечественной войны пытались установить навигацию между Красноярском и центром Тувы - Кызылом, но сквозное сообщение наладить не удавалось: мешал грозный Большой порог.

Настоящий штурм Большого порога начался в 1951 году. Единственный путь, соединяющий Тувинскую автономную область с Сибирью, - Усинский тракт протяжением свыше четырехсот километров - уже не мог удовлетворить быстро развивающееся народное хозяйство Тувы. Да и слишком дорого стоит перевозка грузов по этой дороге, переваливающей через громады Западного Саяна.

В 1951 году теплоходы «Хакасия» и «Туркменистан» с помощью тракторов преодолели Большой порог и доставили грузы в поселок Чаа - Холь, один из районных центров Тувы. Через два года такой же рейс совершил теплоход «Азербайджан». Но мощность этих судов была невелика, их проводка являлась сложным и рискованным делом. Тогда решили построить специальный теплоход с большей скоростью и меньшей осадкой. Так на стапелях Красноярского судостроительного завода родился «Кызыл». В 1955 году этот теплоход отправился в первый экспериментальный рейс. Он прошел вверх по Енисею еще дальше своих предшественников. И теперь ему предстояло положить начало регулярному сообщению Красноярск - Кызыл.

Сердце Саян

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Наши интервью

Ученые рассказывают...