Учебный фильм, кадры из которого приводятся в этом номере, снят больше двадцати лет назад. Тогда полюс казался еще ужасно далеким, о пятисоткилометровой скорости полета только мечтали.
Заснятый для фильма планер - одна из первых моделей, созданных конструктором Олегом Константиновичем Антоновым.
Двадцать лет для человека всегда были немалым сроком в жизни. Для техники двадцать лет стали «историческим расстоянием» только недавно...
Учебные планеры, рекордные парители, военные машины, самолеты для сельского хозяйства, реактивные пассажирские корабли, созданные за эти годы под руководством О. К. Антонова, как нельзя лучше подтверждают, что в наш век двадцатилетие - срок огромнейший.
Создать дальний паритель, безмоторную машину, способную покрыть без посадки сотни километров воздушного пути, - совсем не простая задача. Именно планеры принесли авиационному конструктору Антонову первое признание. Пожалуй, тогда впервые на аэродромах можно было услышать имя «Антон», обращенное не к человеку, а к машине.
К слову сказать, антоновские планеры - парители и по сей день числятся первоклассными машинами, но «Антонами» их уже не называют; имя это перешло к самолету «Ан - 2».
- «Антон»? Это самолет - работяга, - говорят гражданские летчики. - С сельскохозяйственными вредителями воюет, посевы подкармливает, химическую прополку обеспечивает, на снегозадержании работает, почту возит, лесные пожары тушит, рыбакам помогает, на полюс запросто ходит. Словом, «Антон» - правильный самолет.
Пусть вас не смущает его старомодная внешность. Именно потому, что машина двухкрылая, нагрузка на квадратный метр ее несущих плоскостей не велика. А это значит, что специальные аэродромы с бетонированными полосами, с искусственно улучшенным покрытием «Антону» не нужны. Он прекрасно взлетает с «пятачка» и садится на любом мало - мальски приличном клочке поля.
Однако и «Ан - 2» далеко уже не молод - ему перевалило на второй десяток. Кому же принимать славное имя «Антон»?
Претендентов достаточно.
В конструкторском бюро О. К. Антонова родился новый связной и сельскохозяйственный самолет «Пчелка». Замечательная особенность машины - предельная простота управления. Любой шофер после нескольких дней тренировки свободно сможет водить «Пчелку» над колхозными полями, взлетать с крошечных площадок, приземляться по - соседству с полевыми станами.
А вот совсем другая машина - «Летающий кит». Этот тяжелый самолет способен принимать в свой фюзеляж не только автомашину, но и более солидные грузы.
И, наконец, конструкторским бюро создан всем известный пассажирский самолет «Украина».
Пусть не вводят вас в заблуждение четырехлопастные винты, так отчетливо видные на снимке. Самолет этот реактивный. Он оснащен турбовинтовыми двигателями. Использовать силу реактивного двигателя не непосредственно, а через винт выгодно при сравнительно небольших скоростях полета - в пределах 600 - 650 километров в час. Самолет «Украина» не может соперничать с «ТУ - 104» в быстроте передвижения, но зато в отношении экономичности, в неприхотливости выбора аэродромов - это одна из лучших современных машин тяжелого класса.
Когда «Украина» вместе с другими новыми самолетами была выставлена для всеобщего обозрения на Внуковском аэродроме, конструктору этой машины и ее летчику - испытателю Герою Советского Союза Якову Берникову пришлось ответить в этот день не на один десяток вопросов.
Будущим пассажирам очень понравилось, в частности, что по всем расчетам стоимость полета на «Украине» не превысит цены железнодорожного плацкартного билета.
Всех - и пассажиров и летчиков, знакомившихся с «Украиной», - удовлетворила скорость полета - 600 километров в час, удовлетворил и рабочий «потолок» - 8 тысяч метров, тем более, что в герметичной кабине с искусственным климатом высота никак не будет ощущаться.
Очень трудно в нескольких словах рассказать о большом, сложном, полном поисков жизненном пути конструктора. Вся надежда на иллюстрации. Всмотритесь в эти самолеты, в их очертания, в их размеры, и вы сможете хоть частично увидеть творческий путь, искания и достижения конструктора О. К. Антонова - одного из представителей целой плеяды талантливейших созидателей советской авиации.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.