Два года назад подлые изменники родины, троцкистско - бухаринские убийцы, злодейски умертвили великого пролетарского писателя Алексея Максимовича Горького. Враги ненавидели Горького потому, что он всю жизнь боролся с миром наживы, обмана, насилия и глумления над человеческой личностью, с тем миром, гнуснейшими представителями которого они являлись. Троцкистско - бухаринские бандиты хотели превратить наш народ в бессловесное стадо, восстановить в нашей стране бесчеловечный строй капитализма. Они ненавидели Горького потому, что на его знамени был начертан призыв к борьбе за свободного, разумного человека, созидателя свободного, бесклассового общества.
Все творчество Горького было страстным утверждением человеческой воли и разума. О возможностях человека, о судьбе человека Горький яростно спорил с пессимистами, мещанами, циниками - всеми, кого он впоследствии олицетворил в образе человеконенавистника и ренегата Клима Самгина.
Самгины разных родов хотели представить судьбу человека чем - то вроде плоского круга, из которого нет выхода. Человек, по их утверждениям, пошл, ничтожен и эгоистичен, он способен только на мелкие мысли и жалкие чувствица.
Мысли Самгина впервые в творчестве Горького выразил дятел - «любитель истины».
«Истина», провозглашаемая дятлом, заключалась в том, что лететь за счастьем некуда: земля кругла - все птицы рано или поздно вернутся на старое место.
Но чиж, которого дятел обозвал лгуном, маленький чиж, упрямо пел:
«Я слышу карканье ворон,
Смущенных холодом и тьмой,
Я вижу мрак, но что мне он,
Коль бодр и ясен разум мой?
За мной, кто смел!
Да сгинет тьма!
Душе живой - в ней места нет!
Зажжем сердца огнем ума –
И воцарится всюду свет!»
Традицией классической русской литературы была жалость к «униженным и оскорбленным». Гениальные обличители: Гоголь, Толстой, Достоевский - умели обнажать язвы общества, в котором задыхался человек, но не видели путей освобождения человека. Горький едва ли не первый предложил «зажечь сердца огнем ума», он восславил разум - начало, направляющее и преобразующее. Он заговорил о пути вперед и вверх, которым может и должен идти человек.
И об этом заговорил писатель, знавший, как никто, бездонную мерзость российской действительности! Глядя в лицо всем ужасам и гнусностям, глядя в лицо человека, обезображенное жестокой жизнью, Горький знал, что человек может и должен стать другим.
Нужно изменить условия, изменить государственный строй - и человек станет таким, каким он должен быть: смелым, трудолюбивым, способным на большие, героические дела.
Вспомним рассказ Горького «Супруги Орловы». Орловы - двое молодых, здоровых, красивых, любящих друг друга людей. Они могли бы жить счастливо, дружно работать, воспитать отличных, детей. Но их жизнь проходит в непрерывных драках и пьянстве. Пьяный Орлов избивает жену до того, что она лишается возможности быть матерью. Он делает ее жизнь до того невыносимой, что жена, несмотря на всю свою любовь к нему от него уходит.
Кто виноват в этом? Виновата страшная обстановка, бессмысленный, тусклый труд, не дающий человеку удовлетворения. Виноват бесчеловечный строй капитализма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.