Знаки победные

Н Маркович| опубликовано в номере №421-422, декабрь 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Коллекция трофейных орудий, сосредоточенных в нашем Артиллерийском музее, по своему богатству не уступает собранию знамён.

Выступая в поход против России, Наполеон вооружил свою армию очень мощной по тому времени артиллерией, которая насчитывала более 1200 орудий. Почти вся эта грозная наполеоновская артиллерия осталась на нашей территории, После отступления из Москвы французы потеряли более тысячи орудий. Почти все они попали в руки наших солдат и офицеров, а небольшая часть их либо потонула при переправах либо была зарыта в разных местах французами.

Главнокомандующий русской армией Кутузов приказал капитану артиллерии Фаустову отправиться по пути сражений, «чтобы отыскивать орудия, оставленные неприятелем или зарытые им в землю». Орудия эти было приказано «препровождать в Москву, где на память многократных побед и совершенного истребления всех дерзнувших вступить в Россию неприятельских сил, имеет из сих отнятых у них орудий воздвигнут быть увенчанный лаврами столп».

Трофейные пушки поступали в Москву до 1819 года. К этому времени число их дошло до 875. Среди них оказалось 365 орудий французских, 188 австрийских, 121 прусское. На многих из них красовались эмблемы и гербы Наполеона, Фридриха II и других королей и императоров.

Эти остатки наполеоновской артиллерии были размещены в Кремле, вдоль фасада здания Арсенала. Предполагалось сооружение из трофейных пушек памятника Отечественной войны. Наиболее интересные проекты памятника предложили знаменитый архитектор Казаков и один неизвестный автор. Однако ни один из них не осуществился.

ВЕЩИ ТРЕХ КОРОЛЕЙ

За два дня до сражения под Полтавой шведский король Карл XII ночью выехал разведать расположение русских войск. В темноте шведы наткнулись на казачий караул, обстреляли его и убили одного казака, Тогда остальные казаки открыли ответный огонь и ранили Карла XII в ногу. Рана оказалась тяжёлой. Король не мог двигаться. К началу сражения для него изготовили носилки, лёжа в которых он наблюдал за полем боя и руководил своими войсками.

В самый напряжённый момент битвы ядро русской пушки попало в свиту короля. Оглушённого Карла XII едва успели вынести с поля боя. Носилки попали в руки русских солдат.

В перечне трофеев «генеральной Полтавской баталии», переданных в Оружейную палату, наряду со знамёнами упоминались «королевские носилки, на них тюшак штофовой лазоревой, одеяло стёганое на бумаге, покрыто атласом писаным, каймы штофовые, подбито выбойкою цветною».

В сражении под Кунерсдорфом в 1759 году русские войска наголову разбили армию прусского короля Фридриха II. Бросив остатки своих войск, Фридрих бежал, преследуемый казаками. Удирая от них, прусский король растерял весь свой гардероб, в том числе и парадный мундир.

Гардероб битого прусского короля был доставлен в Петербург. Здесь для всеобщего обозрения и был выставлен принадлежавший Фридриху II мундир синего сукна на шёлковой красной подкладке, с красными суконными обшлагами и высеребреными пуговицами. На мундире красовались аксельбанты и звезда ордена Чёрного орла. Рядом с мундиром можно было видеть полотняную рубашку, полотняный нагрудник, замшевые перчатки, также утерянные прусским королём во время поспешного бегства.

Начиная поход на Россию, Наполеон «авансом» заготовил медали в честь своих будущих побед над русскими. На одной из них была изображена Волга в виде мужчины в венке, убегающего от знамени, увенчанного французским орлом. «Французский орёл на Волге» - гласила надпись на медали. Другая медаль имела изображение Днепра в виде старца, за спиной которого виднеется знамя с французским орлом. Здесь надпись говорила: «Французский король на Борисфене» (древнее название Днепра).

Наполеон поторопился с увековечиванием своих успехов. Из России ему пришлось бежать, так и не увидев Волги. Вместе с этими медалями в руки наших солдат попало немало его личного имущества.

В сражении под Красным Орлов - Денисов со своими казаками отбил походную кухню Наполеона, которая и сейчас находится в Историческом музее в Москве.

При переправе - французов через Березину наши солдаты захватили походную кровать Наполеона с роскошным убранством и печатный станок, на котором тискались приказы и прокламации французского императора.

Наконец, почти на границе казаки захватили сани, в которых Наполеон, бросив армию, удрал из Сморгони.

Ключи городов и крепостей

В старые времена города были защищены от нападения противника высокими стенами и башнями, ворота которых охранялись воинами и запирались на большие замки. Фактически города представляли собой крепости, попасть куда можно было только через ворота. Если гарнизон не сдавался, нападающие пробивали в стенах бреши или подставляли лестницы и по ним перелезали через ограду. Тогда - то и зародился обычай, при котором власти побеждённого города в знак признания своего поражения вручали победителям ключи от городских или крепостных ворот. Кто владел ключами, тот владел и городом.

Русские солдаты принесли из своих боевых походов немало ключей от больших городов Европы и даже от столиц некоторых государств. В наших музеях среди этого рода «знаков победных» можно видеть ключи Берлина, Парижа, столицы Восточной Пруссии - Кенигсберга. Русские владели ключами многих немецких городов: Лейпцига и Дрездена, Гамбурга и Бремена, Касселя и Кёльна. Из турецких походов наши солдаты принесли с собой ключи Измаила и Тульчи, Бендер и Журжи, Килии и Торнова.

В Семилетнюю войну с пруссаками русские заняли город и крепость Мемель. В реляции об этой победе подробно описан церемониал сдачи города. Русскому командованию «по въезде в ворота поднесены полковником Поленсом, который за коменданта находился, городские ключи. От оных ворот большою улицею при многочисленном народе следовал наш генералитет в замок (крепость); и по прибытию к замку вышел комендант оного подполковник Руммель, подал того замка ключи и отворил ворота».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены