Нессельроде молчал. Он не желал слышать дерзких возражений. Аудиенция была окончена.
Москва. В Москве для Грибоедова - «отечество, сродство и дом». И здесь же в 1823 году к нему пришла слава. Рукопись его комедии читают наперебой. Знаменитые литераторы отмечают в дневниках своё знакомство с автором «Горе от ума».
Александра Грибоедова нарасхват зовут к знакомым и незнакомым. Некогда отвести душу с любимой сестрой, наиграться с ней в четыре руки на фортепианах, наслушаться её нежной арфы.
Бал следует за балом. У московских дядюшек и тётушек перед Грибоедовым проходит та самая фамусовская Москва, которая уже живёт и философствует в его комедии, и будто на фамусовской вечеринке перед ним кружатся пары...
- Что с тобой, Александр? - с тревогой подошла к нему на одном из балов сестра.
Он стоял, как Чацкий, один посреди зала, погружённый в задумчивость.
- Что с тобой, мой друг?! - озабоченно переспросила Марья Сергеевна.
Александр Сергеевич провёл рукой по лбу. Перед ним словно ещё плелась незаконченная интрига комедии и явственно звучали незаписанные диалоги.
В те же дни Грибоедов сыграл сестре свой новый вальс. Обычно он не записывал своих музыкальных сочинений, но этот вальс тщательно записал. Может быть, он и предназначался для той фамусовской вечеринки, когда вокруг покинутого Чацкого «все в вальсе кружатся с величайшим усердием».
Вот скоро-скоро комедия увидит свет, и в ней же прозвучит авторская музыка!
Но и комедии имеют свою судьбу. Шли годы, а цензура не пропускала «Горе от ума» ни на сцену, ни в печать. Писцы всей России её благословляли: заказы на списки «Горе от ума» сыпались со всех сторон. Пожалуй, ни одна книга, напечатанная в России, ещё не расходилась в таком количестве экземпляров, как эта рукописная комедия.
- Горе моё! - глядя на рукопись, невесело шутил Грибоедов, и глубокая складка всё резче обозначалась вокруг тонких губ.
Весной 1828 года пушечные выстрелы торжественно возвестили жителям Петербурга о прибытии в столицу... автора запретной комедии «Горе от ума».
Грибоедов возвращался из Персии и вёз туркманчайский мир, победно закончивший персидскую войну.
В Петербурге литература и музыка снова вошли в жизнь автора «Горе от ума». Возобновились дружеские встречи.
Как-то раз Грибоедов с утра не принимал обычных чиновных посетителей и кого-то с нетерпением ожидал.
- Михаил Иванович Глинка! - доложил слуга.
И, прежде чем хозяин успел выйти навстречу гостю, в кабинет вошёл молодой человек. Он был невысок, но ладен. Непокорный хохолок высился над широким лбом. Глаза светились добродушным лукавствам.
В кабинете Грибоедова было просторно, даже пусто. Единственная роскошь - прекрасный рояль - украшала временное жилище поэта-дипломата.
Долгожданная беседа началась. Грибоедов, едва услышав пьесы Глинки, проявил к нему величайший интерес. Глинка, познакомившись с Грибоедовым, в свою очередь отозвался: «Грибоедов - очень хороший музыкант!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.