Жизни памятные меты … 1795 - 1945

А Новиков, E Канн| опубликовано в номере №423, январь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Им было о чём поговорить, и оба не заметили, как беседа затянулась чуть ли не на весь длинный весенний день.

- Кстати, - молвил Грибоедов в одну из пауз и, подойдя к роялю, наиграл песню, слышанную и полюбившуюся ему в Грузии.

Глинка слушал, привычно склонив голову набок.

- Отменная песня! - сказал он и снова заслушался.

... Вскоре Грибоедов играл ту же песню в присутствии Пушкина. От прозрачной и грустной её мелодии у Пушкина родились стихи. Потом песня снова вернулась к Глинке. Прошли немногие дни. В дружеском кружке Глинка подсел к фортепианам, пробежал по клавишам и спел новое своё произведение.

«Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной...»,

То был грузинский напев, игранный Грибоедовым, вдохновивший Пушкина и преображённый ныне гением Глинки.

Русский посол в Персии статский советник Грибоедов следовал к месту назначения. Путь лежал через Тифлис, где сосредоточивались все связи с Востоком. Тифлис давно стал родным для Грибоедова в его скитаниях.

В радушном доме Прасковьи Николаевны Ахвердовой его встретили как близкого и дорогого друга. Давно ли он репетировал здесь с девочками музыкальные уроки и играл такие зажигательные танцы, что всё пускалось в пляс!

Сестры Екатерина и Нина Чавчавадзе живут у Ахвердовой, как дома. Их отец, поэт и общественный деятель, пребывает в постоянных переездах по службе. Автор песен, которые распевают в Грузии как народные, переводчик Пушкина, Гёте и Вольтера, Александр Чавчавадзе не хочет, чтобы его бродячая жизнь нарушала воспитание детей. И он доверил будущее своих дочерей испытанным рукам Прасковьи Николаевны.

Грибоедов приехал к обеду запросто, и за столом был молчалив, рассеян. Давно ли Нина отплясывала перед ним в крохотных башмачках? Когда ж успела она расстаться с детством и явиться красавицей, в почтительном отдалении от которой уже гудит рой восхищённых искателей её руки?

... В этот день она стала невестой Грибоедова.

События поскакали с головокружительной быстротой: подготовка миссии к отъезду, дипломатическая переписка с Петербургом и - свадьба.

Наконец, миссия тронулась в путь. Её сопровождал парадный эскорт. По вечерам пылали факелы, и тогда тени разбегались и прятались в синеве ущелий.

- Как всё это случилось? - сказала поэту Нина Александровна. - Где я, что и с кем? - потом подумала и протянула к нему нежные руки: - Будем век жить, не умрём никогда!

Что хотела она сказать: то ли, что любовь осилит и самую смерть?

А смерть уже сторожила Грибоедова. И скоро Нина Александровна увидела другие факелы, с которыми подходила к Тифлису траурная процессия с прахом русского посла, погибшего на посту.

Несчастье придавило и ранило её, но не сломило веры. Для памятника мужу-поэту она избрала слова:

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены