По поводу новой повести «Пьяное солнце» автор Ф. Гладков
Солнце, горы и море. Далекий, зовущий к себе юг! С какой жадностью люди после долгой северной зимы рвутся в его солнечные палаты! Долгие месяцы городской суматохи, физического и умственного напряжения, шумности, сдавленности, перенаселенности... И вот наступает час, когда горно-морской воздух, горно-морские дали, когда бронзовый лак горячего солнца - надежда десятков тысяч людей.
Выйдите тогда на перроны вокзалов, проводите поезда, отходящие к югу, вслушайтесь в последнее пожелание отъезжающим и вы поймете, какое желание бодрости и здоровья воодушевляет всех этих «счастливцев», владеющих билетами и путевками в гигантскую людскую здравницу.
Молодые лица смотрят на вас из окон отплывающих вагонов, все эти парни и девушки - суховатые, побледневшие за зиму - с первым перестуком колес чувствуют себя чудесно - переносящимися в сказочную страну.
А сколько воодушевления и впечатлений привезут они с собой через каких - нибудь 2 - 4 недели...
Но полно, так ли все это? Таков ли на самом деле этот пресловутый юг? Не кажется ли он прекрасным только издалека? Может быть, за белыми колоннами санатории душно и навозно? Может быть, в своих чемоданах люди натащили туда «грязного белья» и свалили в одну кучу все, чем болеет каждый в отдельности? Может быть, горячее солнце юга - «пьяное солнце», и под его жгучим дыханием лишь ускоряется разложение? Может быть, все то, чем наболелись люди там - на работе, на севере, здесь - в душном безделье - всецело овладеет ими, и они опустятся до конца? И какою бы античной ясностью не старалась блистать окружающая природа - она окажется бессильной перед мутным потоком чувств, настроений и отношений, который прихлынул вместе с поездами, переполненными жадными солнцепоклонниками...
Послушайте любопытную историю, и вы, может быть, согласитесь, что это именно так. Мы говорим о новой повести Гладкова «Пьяное солнце», опубликованной в «Новом Мире» (№№ 8 - 9).
Комсомолка Маруся, вожатый пионерского отряда, попадает в санаторий для нервно - больных. Девушка, очевидно, достаточно поистрепала себя на работе, и поэтому ее усиленно лечат. Но болезнь далеко не убила ее молодого и радостного отношения к жизни. И юг, развернувшийся перед ней во всем своем блеске, всецело овладевает ее восторженностью. А восторженна она, пожалуй, даже сверх меры... Описывая ее душевные движения, Гладков без конца изображает свою героиню птицеподобным существом. Если Маруся идет с лестницы, то автор говорит о ней: «она крылато спускалась», в окружающем ей кажется «все воздушно все в полете», «вы вся в мечте и в полете», - говорит ей партиец Акатуев, и дальше она то «пернатая, невесомая чайка», то «птицей мелькает между колонн», то видит сны, «где летает легко и свободно», и т. д. без конца. Правда, читателю с первых же строк кажется несколько подозрительной такая душевная выспренность героини, за этой «невесомостью» он чувствует недохватку удельного веса в настроениях девушки. И подозрительность читателя впоследствии оправдывается. Но пока, что, казалось бы, могло помешать Марусе подышать морем и солнцем и окрепшей вернуться в «родные палестины» к своим «красным галстукам»?!
Молодости свойственны увлеченья. И в повести мы встречаемся с Марусей в начале ее любви - дружбы к симпатичному, казалось бы, пареньку комсомольцу Мазину, агитпропу какой - то ячейки какого - то его родного города... Утреннее пробуждение девушки и ее нежная встреча с Мазиным предшествуют всем дальнейшим событиям повести. Но, как об этом поется и в романсе, нашей девушке - чайке вскоре предстоит встреча с «чужим неизвестным» - в лице старого партийца. Акатуева... Эта встреча не только прерывает мирные развитие Маруси - мазинской лирики, но и приведет события к дикой развязке.
Акатуев? Мало того, что это ответственный работник и переутомившийся, но и исключительный человек. «Чужой всем, особый и заметный, был он одинок, и крепко замкнут», как его характеризует автор. Что удивительного, если Маруся (особенно, приняв во внимание ее экзальтированную надземность), встретившись с таким человеком, почувствовала себя «ослепшей и растерянной»?.. Правда, наивность сквозит в ее переживаниях этой встречи с коммунистом (иногда кажется, что Маруся до того времени не встречалась с такою породой людей), но оставим это... а пока для нас достаточно и того, что массивная фигура партийца накрепко заслонила перед комсомолочкой ее комсомольского партнера.
Акатуев также быстро побеждает Марусино сердце, как быстро потом и раскаивается в своей «слабости». Он на скорую руку собирает чемоданы и, драпируясь в мантию благородства и добродетели, покидает санаторий... При всей схематичности его фигуры Акатуев был бы интересен для анализа большой темы: прав ли партиец, так нерасчетливо подлечивающий свою усталость. Но оставим и это. Для нас важнее, что после встречи с Акатуевым Маруся почувствовала, что «произошло какое - то огромное событие, которое перевернуло всю ее жизнь»... А какое событие глубже всего переворачивает жизнь девушки?
Мы не знаем всех переживаний Мазина в момент интервенции его возлюбленной сильным дебютантом Акатуевым. Но как вы думаете должен был бы поступить комсомолец? Полюбуйтесь же, товарищи, как этот, казалось бы, преданно - влюбленный комсомольский Ромео (а Ромео - классический образец преданной любви) расправляется со своей Джульеттой после ее «измены».
Кстати отметим, что до «грехопадения» Маруси Мазин делает ей, между прочим, такое поистине агитпроповское признание: «до сих пор (т. - е. до встречи с Марусей) все девушки мне казались марафетками (?!), а работа с ними - кукольной комедией». Очевидно, исключительная обаятельность Маруси опрокинула эти его недостойные убеждения.
Но вот Маруся посмела побывать наедине с Акатуевым на скалах у обрыва к морю, и Мазин резко меняется. «Ну, как, гражданочка? Очухалась и выползла? Как с гуся вода?» - встречает Он девушку после мучительных для нее переживаний. За словами следует грубое лапание и уже покрикивание: «иди. иди!... Нечего егозить: разыгрывает из себя недотрогу, какая невинная девушка - подумаешь! А с Акатуевым можно было валяться на траве и наслаждаться природой? Все вы - на один манер: все вы любите, чтобы вас лапали, как кур». Или дальше: «Все вы, шлюхи, одинаковы, хотя и комсомолки. Я был дурак и балда, что манежился с тобой, как с Маргаритой. А всякая Маргарита всего-навсего только похотливая кошка».
Не достойны ли все эти монологи быть переложены на музыку и войти в оперу «Чубаров переулок», если таковую кому - либо придет в голову написать?!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.