Она еще очень молода эта текстильщица из Лодзи Шурская - делегатка польской молодежи. Но лицо ее старят резкие морщинки - печать борьбы страданий.
Шурская перевешивается через трибуну всем корпусом, чтобы быть ближе к тем, к кому обращены ее слова. Она говорит, прижимая руки к груди:
- Разве можно сравнить положение, в котором находится сейчас польская трудящаяся молодежь, с тем, как живет молодежь Советского Союза?
Польская делегатка Шурская, немецкий христианский социалист Вестакс, француз Феврие, английский молодой горняк Ньюланде, чехословацкий шахтер Чамара и много других молодых представителей западноевропейского юношества дали жуткую картину жестокой эксплуатации и бесправия молодежного отряда пролетариата.
Капитал наступает широким фронтом на послевоенные завоевания рабочих масс. Особенно энергичен он на молодежном участке экономического и политического фронта рабочего класса.
Молодежь сейчас, в период рационализации капиталистической фабрики самый удобный материал для эксплуатации.
И молодежь Запада теряет одно за другим то, что в годы революционного подъема удалось урвать у напуганной буржуазии.
Особенно ярко это отражается борьбой германской рабочей молодежи. До 30% ее оставлено вообще за бортом фабрики. Получая грошовое пособие, а в большей своей части лишенная его, безработная молодежь осуждена на вымирание. Немногим лучше живется работающей молодежи. Последние полтора года рационализации сократили на 15 - '0% реальную заработную плату, продукция же фабрики увеличилась вдвое - втрое. Нормальный рабочий день - мечта германских молодых рабочих. 10 часов и выше - это то, что узаконено уже обычаем и что вскоре будет введено в право фабрикантов.
Не лучше в Польше. В царстве Пилсудского до сего времени действует царское рабочее законодательство. По новым законам фашистского правительства ученические массы молодых рабочих отдаются в рабство предпринимателей. Ныне молодой ученик, отданный в учебу хозяину, изымается из действия общих гражданских законов. Судить его за всякую провинность может только суд предпринимателей. Ученик не имеет права покинуть по собственному желанию своего хозяина.
«Наши шахты, - сказал на конференции горняк из Чехословакии, - представляют собой могилу взрослых и молодых рабочих. Из года в год несчастья на шахтах растут. В этом году было 3.817 ранений и смертей - вдвое больше, чем в прошлом году. Каждая пядь угленосной земли заливается рабочей кровью только потому, что предприниматели не желают тратиться на укрепление подпорок и вообще на предохранительные мероприятия...»
Польша, Германия, Чехо - Словакия - то, что творится в этих странах обще и всему капиталистическому миру. Странно ли потому, что все делегаты вне зависимости от того, к какой политической группировке они до приезда в СССР ни принадлежали, единодушно пришли к одному выводу: надо идти по пути, который бы обеспечил и западноевропейской молодежи победу над отечественной буржуазией.
И так же единодушно молодежь - пролетарии Запада обещали привести в свои страны методы борьбы за свое освобождение рабочих России. Обещали, что идеи Октябрьской борьбы восторжествуют над «крысиными потугами» меньшевиков.
«Когда речь идет о защите отечества, стираются все отличия. К границе спешат одинаково и нищий, и принц. Они берутся одинаково за оружие, когда их призывает к тому долг защиты родины».
Попробуйте указать, откуда эта цитата? Поверите ли вы, что эту гнусную галиматью вострубил в первый день империалистической войны журнал центрального бюро социал - демократической молодежи Германии.
Знамя Штутгарта, требовавшее борьбы против войны, было позорно спущено и запрятано подальше от глаз.
Правда, уже спустя год Карл Либкнехт вновь поднял знамя антимилитаристской борьбы.
Впервые в истории революционной борьбы был выброшен лозунг замены войны империалистической войной гражданской.
За Карлом Либкнехтом пошли в те годы лишь передовые отряды рабочей молодежи.
То, что происходило на конференции юных друзей СССР, языком ярких фактов сказало, за кем идет теперь трудящаяся молодежь всего мира.
Английский шахтер Глансей звал конференцию к организации отпора империалистическим замыслам. Этот, ничем не выделяющийся из массы английских горняков, молодой социалист говорил, обращаясь к Болдуину и Чемберлену, организующим поход против СССР. «Они должны знать, что нападение на СССР рабочий клак Англии будет расценивать, как нападение на него самого», - сказал он.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.