Улицы городов Западной Европы в ту пору все больше напоминали армейские полигоны. Америка вступила в Западную Европу – утверждая себя не в роли освободителя, а в роли завоевателя.
Политики и генералы Запада говорили о спасении Европы от советских танков, которые якобы уже изготовились сделать бросок к Ла-Маншу, а тем временем западноевропейские страны покрывались сетью американских военных баз.
Такова была ситуация, в которой возникло фестивальное движение.
У него нет «секретной» истории.
Общеизвестно: фестивали – начиная с самого первого – были вызовом «холодной войне», империализму, колониализму. Они опирались на опыт антигитлеровской коалиции, объединившей против общего врага людей разных политических взглядов и разного общественного положения.
Многое, очень многое разделяло тех, кто искал путь друг к другу в истерзанном, настрадавшемся за годы войны тревожном и противоречивом послевоенном мире.
Но разве не было общим отношение к горю Орадура, к трагедии Лидице, к подвигу Сталинграда?
Преступная параллель между печами Освенцима и атомным крематорием Хиросимы уже недвусмысленно обозначилась – и разве борьба против атомной смерти не утверждала себя первейшим пунктом в жизненной повестке дня поколения, только что сбросившего военную гимнастерку, и другого поколения, еще не успевшего надеть ее?
Во все времена человечество мечтало о мире, но часто, слишком часто писало свою историю на полях сражений.
Вспомним:
в войнах XVII века в Европе погибло 3 миллиона человек;
в войнах XVIII века – 5 миллионов;
XIX века – 6 миллионов.
Потом наступил XX век со своими масштабами войн и жертв...
Первая мировая война 1914 – 1918 годов – 10 миллионов погибших.
Вторая мировая война 1939 – 1945 годов – 50 миллионов.
Из них 20 миллионов – советские люди. Вряд ли найдешь в нашей стране семью, которой не пришлось бы оплакивать близких.
Память нашего народа – в шрамах войны.
Но как учесть все потери, которые нанесла война, которые увечат нашу жизнь через годы и десятилетия после того, как отгремели победные салюты?
Война – это солдаты, погибшие, не успев стать отцами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Научно-фантастический рассказ
Государственная премия СССР 1984 года присуждена Евгению Евтушенко за поэму «Мама и нейтронная бомба»
Повесть