- Вот так же удивлялись и пензенские механизаторы. А сверхъестественного здесь ничего нет. Вы про нашу технику забыли. Ведь теперь на артельных полях работает тридцать девять тракторов. С такой силой горы можно своротить! У нас полевые работы механизированы на вое сто процентов.
Кому первому пришла эта мысль, точно никто не знает. Только в Родниковской МТС подсчитали, что комбайнеры работают три - четыре меcяца в году. А остальные восемь? Этот вопрос обсуждался на комсомольском собрании. Постановили: всем комсомольцам-комбайнерам овладеть профессией посевщика.
Вместе со старшим инженером Леонидом Дмитриевичем Матулайтисом мы идём по просторному двору машинно-тракторной станции. Вокруг множество разных машин. Здесь стоят юркие, только что сошедшие с конвейеров тракторы «С-7», садово-огородные, прозванные в народе «малютками», поблескивают свежей краской шахматно-гнездовые сеялки.
В ворота въехала грузовая автомашина. Ее кузов покрыт зелёным брезентом. Из машины выпрыгнули трое рослых парней. Один из них подошёл к нам.
- Знакомьтесь, - сказал Матулайтис, - Сергей Гончаров, командир нашей летучей мастерской... А когда машины стоят, он механизирует животноводческие помещения. Мы сейчас боремся за комплексную механизацию в колхозном производстве. Вот Сергей и является, как бы сказать, пионером в этой области.
Гончаров засмеялся, его щёки покрыл яркий румянец. Когда он приехал в Родниковскую МТС из ремесленного училища, то в первый же день пришёл к секретарю комсомольской организации Василию Сумскому и потребовал самую ответственную работу.
- Ну, мы его и назначили начальником летучей мастерской, - говорит инженер, - а в помощь дали двух слесарей. Вот они теперь и ездят. На двух фермах уже установили автопоилки и подвесные дороги. Животноводы им спасибо говорят.
Идея комплексной механизации захватила всех колхозников. Что раньше считалось невозможным, теперь делается в удивительно короткий срок. Вот, например, водонапорную башню на четвёртой ферме начали строить сразу же после войны. Но потом о ней забыли, не доведя дела до конца. В начале февраля о башне вспомнили на колхозном комсомольском собрании: нельзя ли её всё-таки построить? Вот здесь и сказал своё решающее слово Сергей Гончаров, который осматривал башню. Он помог колхозным комсомольцам составить расчёты, указал, как надо закладывать трубы. В разгаре работ выяснилось, что не хватает железа и кирпича. Как быть?
- Надо собрать металлолом, - предложила доярка Нина Длинная, - и попросить кузнецов сделать из него скобы и железные прутья.
Так и поступили. Водонапорная башня была построена досрочно. Коровы получили свежую, чистую воду...
- Раньше в колхозе никому и в голову не приходило привлечь комбайнеров к работе «а севе. А сейчас смотрите. - Инженер показал рукой на небольшую группу людей, низко склонившихся над шахматно-гнездовыми сеялками.
Мы подошли к ним. Комбайнеры Василий Сумской, Степан Нитченко и Николай Глушко внимательно слушали объяснения (механика.
- Оказывается, мудрёная машина, - обратился Глушко к Матулайтису.
- Не уступит комбайну? - опросил Леонид Дмитриевич.
- Куда там! - отозвался Василий Сумской. - Думали, быстро освоим, а оказалось не тут-то было.
В том, что эти молодые, сильные юноши освоят новую для них машину, овладеют профессией посевщика, сомнений быть не может. Установятся погожие дни, подсохнет земля, и они выйдут в поля сеять кукурузу, подсолнечник, кенаф, клещевину, и положенные в почву умелой рукой семена дадут обильный урожай.
В то время как родниковские комбайнеры изучают шахматно-гнездовые сеялки, стремятся к тому, чтобы лучше посеять технические культуры, механизаторы Ново-Алексеевской МТС уже думают об уборке этих культур. Комбайнер Николай Черницкий переоборудует комбайны для косовицы клещевины. До сих пор её убирали вручную. Это очень трудоёмкий процесс: требуется много людей, расходуется большое количество трудодней, а главное, допускаются серьёзные потери.
Николай Черницкий, комсомолец, недавно принятый в кандидаты партии, решил облегчить труд колхозников, приспособить комбайн для уборки клещевины. Потянулись долгие бессонные ночи. Приходилось засиживаться за книгами, чертежами, часами пропадать в мастерской. На помощь Николаю пришёл опытный механик Иван Бабаев. Он посоветовал, как переоборудовать режущий аппарат и подающий транспортёр.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.