НЕСМОТРЯ на многовековые научные исследования земной поверхности, на карте земли найдется еще не мало мест, где вместо густой сети рек, городов, дорог и поселений имеются только белые места. Это те местности, о которых география еще ничего сказать не может, потому что они ей неизвестны.
Больше всего мы найдем таких мест в центральной Азии, Африке и Северной части Ю. Америки. Но полярные области побили в этом отношении наибольший рекорд.
Вокруг Южного полюса набросаны только незамкнутые контуры мало изученных клочков земли, вокруг Северного - на картах пока сплошное белое пятно.
Тяжело путешествие в эти полярные страны. Непрерывная ночь в 4 - 6 месяцев, ужасающие холода и бури, непроходимые льды, и снега этих стран унесли много жизней отважных путешественников. И все - таки исследования этих полярных стран продолжаются.
ОДНИМ из вопросов, которые ставила себе последняя воздушная экспедиция Амундсена к Северному полюсу - это выяснить, существует ли «Земля Гарриса», и если существует, то каковы ее размеры и расположение в Ледовитом океане?
Что это за таинственная «Земля Гарриса»? Зачем нужно было ее исследовать с затратою громадных средств и с риском для жизни героических и талантливых путешественников, как Амундсен и его спутники?
После того, как Амундсен открыл Южный полюс 14 - 17 декабря 1911 г., Северный полюс оставался еще неоткрытым. Как оказалось по исследованиям Мак - Милана, Кук, который заявлял, что он достиг Северного полюса, в действительности не дошел до него 500 миль, а Пири, пробравшийся к Северному полюсу так далеко, как никто до него, не дошел почти 150 верст.
Таким образом, Северный полюс еще манил к себе путешественников, и Амундсен интересовался им, как путешественник и ученый.
Однако, его путешествие интересовало не только ученых. Ко всем сборам Амундсена и его путешествию самым внимательным образом присматривались и правительства Англии, Канады и Соединенных Штатов. Их интересовал, конечно, не Северный полюс, а занимала больше всего та самая «Земля Гарриса», которую и было поручено исследовать Амундсену во время полета к этому Северному полюсу.
Несмотря на весь интерес к «Земле Гарриса», нет еще ни одного человека, который наверное знал бы, существует ли она, или нет?
Предположения о ней возникли вот почему.
После своих путешествий Нансен пришел к убеждению, что в Ледовитом океане нет никакого большого материка, и что поэтому Полярный Бассейн (весь Ледовитый океан) представлял собой глубокую впадину (около 11/2 верст глубины). Однако, в 1911 году Гаррис высказал предположение, что все - таки среди Ледовитого океана должна лежать суша. В 1920 г. Стефансон попытался проделать следующее: он соединил на карте все те крайние точки, до которых когда - либо доходили корабли полярных путешественников, проложил от них по направлению к Северному полюсу линии по 500 миль длиною (изображающие длину наибольшего пути, который когда - либо путешественники могли проделать пешком от места остановки корабля, как это сделал Пири в 1908 г.) и получил внутри Ледовитого океана область, имеющую форму трапеции и величиной в полмиллиона квадратных миль.
Эта область была названа областью «относительной недоступности», куда человеку, при современных средствах полярных путешествий, попасть почти невозможно. Область эта чрезвычайно совпадает с предполагаемым местом «Земли Гарриса». Б том же 1920 г. русский ученый Мультановский высказал предположение, что к северу от Сибири должно находиться два центра действия атмосферы, вызывающие появление холодов и теплых погод в СССР, при чем по своим свойствам они должны возникать на суше и быть - один на краю предполагаемой «Земли Гарриса», а другой - на открытой Вилькицким в 1913 г. «Земле Николая I».
Наконец, Рабо и Виттенбург в 1924 г., сопоставляя все данные о Ледовитом океане, также пришли к тому убеждению, что, судя по направлениям морских течений в Ледовитом океане, земля Гарриса все - таки должна существовать.
Но что же из того, что пресловутая «Земля Гарриса» может быть, и существует? Кому до этого какое дело?
Дело в том, что если эта земля существует, то на ней находятся огромные лежбища разно - образных морских зверей - тюленей, моржей и др., которые обещают миллионные доходы промышленникам. Кроме того, на «Земле Гарриса» можно было бы оборудовать и авиостанции для перелетов из Европы в Африку, что укоротило бы существующие пути на три дня, т. е. почти вдвое.
22 мая с. г. Амундсен, вылетев Шпицбергена, вмерз своим аэропланом в льды, лежащие в 300 верстах от полюса, и затем 18 июня благополучно вернулся обратно на Шпицберген. Никакой «Земли Гарриса» он заметить мог и более того - нашел глубину более 3.000 метров, что обозначает, что земли близко нет.
Казалось бы, что и «Земли Гарриса» значит, нет, и все мечты о миллионных доходах должны лопнуть.
Однако, это преждевременно. Амундсена доказал только то, что этой земли нет со стороны Европы; но как, по Гаррису, она должна находится совсем с противоположной стороны, чем та, которую видел Амундсен, то до сих пор нет доказательств го, что «Земли Гарриса» нет, хотя Амундсен ее и не видел. Не доказывает этого и нахождение глубины свыше 3.000 м. К востоку от пути Амундсена лежит область суши почти величиной с «Землю Гарриса», в которой еще Нансен нашел 3.000 м. глубины, - на нее - то Амундсен и натолкнулся. А около Южного полярного материка экспедиция Шектона (1914 - 1917) нашла в 30 милях от берега глубину в 2.440 м; в заливе, называемом морем Уэдделя, даже 5 000. Значит, и это доказательство Амундсена также отпадает. И «Землю Гарриса» будут поэтому еще много охотников искать. Не найдет ли ее кто - нибудь из молодежи СССР, когда подрастет для этого дела?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Первые дни комсомольской литературы