Шаги, но уже не первые

Вен Шапиро| опубликовано в номере №178-179, январь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Огни прожекторов лижут шоссе. Ночью здесь светло. Недремлющий часовой проверяет пропуска.

На сборке конструкций гремит железо. Неслышно шмыгают легковые машины, уступая путь торопливым, громыхающим грузовикам «мерседесам».

Первый иней сверкает на одиноких мелких деревьях; под ногами похрустывает декабрьский снежок. Мы идем по нескончаемому коридору будущего механосборочного цеха, растянувшегося на полкилометра в центре Автостроя, которому через семь месяцев будет дано имя:

Нижегородский Автомобильный Завод

Мы идем с собрания ячейки. Решено было в подарок девятому комсомольскому съезду выступить в поход за качество строительства, против потерь, за мобилизацию внутренних ресурсов. После собрания тесно сбились и читали книжонку А. Еремченко, изданную «Молодой гвардией», об участии комсомола в стройке Автозавода. Книжка называется:

«Первые шаги»

Это были действительно первые робкие шаги небольшой комсомольской ячейки. «Старожилы» вспоминают неполадки тех дней, сорванную мобилизацию «800»... Тогда с большим трудом нацарапали по всем участкам двадцать девять комсомольцев. И на каждом шагу встречала комсомольская инициатива баррикады препятствий.

Товарищ делегат комсомольского съезда! Пойдем на стройку. Еще недавно здесь рыли котлованы, закладывали первый камень социалистического города, крепили фундаменты цехов.

Ты видишь эту громаду прессового цеха... законченного на два дня раньше срока? Посмотри на огромного соседа прессового - Механосборочный, конструкции которого собраны металлистами на 17 дней раньше, чем это предусматривал строго рассчитанный план. Посмотри на шеренгу достраивающихся домов нового социалистического города. А вот это - рессорный, это - деревообделочный, это - кузнечный... Железные скелеты упорно обрастают бетоном и стеклом.

Три месяца тому назад, в октябре, в зияющий прорыв проваливался план строительства здания главной конторы. Не хватало людей, не было чернорабочих. Тогда комсомольцы первого района взяли штормом главную контору - они вечерами, после тяжелого строительного дня подносили камень, кирпич, гравий, подвозили песок.

В чем была сила? Сила была в производственных коммунах. Здесь, на стройке, где работают полудеревенские, необтесанные «сезонники», этими коммунами охвачено около двух тысяч молодых рабочих. Они работают ударными отрядами, безжалостно изгоняют из своих рядов за прогулы, переделывают, перевоспитывают людей, делая труд «делом чести, доблести и геройства».

Вот документ:

«Я, комсомолец Михаил Шутов, работаю в бригаде-коммуне. Сорокина и после болезни по своей халатности допустил несколько прогулов, за что был исключен из бригады.

Я признаю свои ошибки и обещаю впредь этого не делать. Прошу бригаду принять меня обратно в число своих членов, потому что я не могу кинуть ребят, с которыми сжился. Я говорю всем прогульщикам, что клеймлю позором свой поступок и еще раз заявляю, что не только не буду прогуливать больше никогда, но и буду удерживать от этого других.

Прошу не отказать в моей просьбе. Комсомолец Михаил Шутов»

Михаил Шутов сжился с ребятами. Но стоило ему прогулять день, и от него отвернулись друзья, его поступок обсуждали ночью, лежа на кроватях, в фанерном бараке, и, наконец, его исключили. В эту минуту ломались традиции «товарищества», основанного на бутылке водки, на взаимном укрывательстве.

Комсомольские коммуны войдут в историю борьбы за первый автомобильный гигант-завод.

В ноябре на реке пошло «сало», предвестник конца навигации. Но на стройку надо было завезти еще огромное количество материалов для ударного квартала. Необходимо было разгрузить от песка, гравия, камня нетерпеливые баржи.

Для разгрузок нужны люди. Больше, чем обычно. Много людей. Тревожно гудит телефон. Совещаются хозяйственники. А в это время летучие собрания коммунаров решают:

- Информацию принять к сведению. После ужина всем до одного направиться в гавань. Работать всю ночь, пока не будет сделано все.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены