6. Конфликт в бесконфликтной ситуации
– Познакомились уже с нашим заводом? Как видите, совершенно новый, ввели только первую очередь. Самой стройке конца и края нет. В перспективе завод вырастет в комбинат-гигантище – крупнейший в отрасли. На тридцать тысяч рабочих. Двадцать тысяч наименований резинотехнических изделий станет он выпускать. Для автомобилей, тракторов, железнодорожного транспорта, шахт и т. д. Оснащение предприятия – лучшая отечественная и зарубежная техника... Итак, что вас интересует?
– У меня несколько вопросов. Впрочем, все они вытекают из одного – главного. По пути к вам на двери отдела кадров я заметил прямо-таки аршинных размеров (случайно – не случайно?) объявление: «Завод закрыл прием». Выходит, избыток кадров?
– Это странно?
– Да.
– Почему?
– Проблема, ставшая бичом для многих новых предприятий, – недостаток трудовых ресурсов. Сколько бы мы ни радовались, любовались, гордились вводимыми каждый год в стране сотнями новеньких, с иголочки заводов и фабрик, наступает после торжеств время запускать производство на рабочий режим и... Как часто оказывается, квалифицированных рук не хватает, от этого – по цепочке – простаивает или используется нестопроцентно дорогостоящее оборудование, проектные мощности осваиваются медленно, государство несет убытки. Знакомая вам картина?
– К сожалению. Вот свежий пример. Был я недавно в Саранске, на комбинате резинотехнических изделий. Родственное нам предприятие. Тоже как картинка, только мы вроде бы еще новорожденные, а коллеги вышли из этого «возраста» несколько лет назад. Завидовать было нечему. Из года в год не хватает людей. Старался разобраться, как выходят из положения, как привлекают, готовят опытные силы, удерживают на предприятии свои, уже выращенные. Делается, на мой взгляд, маловато. Взять, к примеру, жилье. Туго в Саранске с квартирами. И что же? На Саранском комбинате по-прежнему не планируют расширение жилищного фонда для своего коллектива. Конечно, люди недовольны, часто увольняются. Текучка несет за собой невыполнение плана, снижение зарплаты, что еще более углубляет кризисную ситуацию.
– Я разговаривал с рабочими вашего завода. Они утверждают, что, поступив на предприятие, уже через месяц-полтора смогли получить отдельные благоустроенные квартиры. Срок поразительно малый. Не в этом ли...
– ...главная причина того, что мы сумели полностью обеспечить себя специалистами? Вам, конечно, интересно узнать, как нам удалось избежать традиционного для больших строек отставания ввода жилья от промышленных объектов?
Жизнь, знаете ли, заставила рационально, экономически верно подойти к делу. Завод стали возводить в 1967 году. Начали привычно: всех строителей бросили на сооружение цехов. Несмотря на это, завод рос крайне медленно. Причина? Объект строился в пустынной степи, в тридцати километрах от Караганды. Строителей ежедневно доставляли на машинах. Почти два часа уходило на дорогу. А каково было зимой, в пургу?! Люди мерзли, уставали – где уж до образцов труда! В общем, дальняя, неуютная, отстающая стройка мало располагала к себе и строителей и их руководителей.
Совсем иначе пошло дело, когда в Министерстве нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности решено было кардинально изменить отношение к возводимому директивному объекту девятой пятилетки. Менее чем за год близ строящегося завода был построен жилой микрорайон. Часть квартир выделили строителям, справедливо рассудив, что они сами станут первыми кандидатами в рабочие будущего, возводимого их руками предприятия.
Сейчас в поселке проживает около десяти тысяч строителей и эксплуатационников завода РТИ. К концу года население вырастет до двадцати тысяч.
На каком-то этапе, конечно, строительство завода (за счет ускоренного ввода жилья) несколько затормозилось, но затем график строительных работ был с лихвой опережен. Формально акт о пуске завода подписали в декабре 1974 года, но задолго до заключительного решения Государственной комиссии предприятие, освоив временную технологическую схему, выпустило и реализовало продукции почти на миллион рублей.
– Итак, жилье?..
– Безусловно. Рабочих на завод привлекла перспектива быстрого получения квартир. Двух мнений тут быть не может. Замечу, что профессии на предприятии нелегкие, непростые. На резиносмесильщика, вальцовщика, прессовщика, шприц-машиниста надо учиться полтора-два года. Но так как нам удалось своевременно набрать рабочих, мы успели обучить незнакомому делу около двух тысяч человек – на заводах Москвы, Курска, Ярославля. Благодаря этому с первых дней предприятие взяло и выдерживает ударный рабочий ритм.
Хотя и торопился директор, мы еще долго обсуждали заводские дела, о которых Виталий Степанович рассказывал с видимым удовольствием. Ему немногим за тридцать. Двенадцать лет назад окончил Днепропетровский технологический институт. Получив новый завод, взялся за работу горячо, заинтересованно. Небольшой штрих к портрету. Заметил я у него книжку, вышедшую в издательстве «Экономика». Называется «Формирование коллективов на строящихся пусковых предприятиях». «Помогает?» «Есть что почерпнуть, – улыбнулся Виталий Степанович. – Я целую библиотеку скомплектовал по этому вопросу».
Лишь однажды набежало легкое облачко на лицо директора, когда речь зашла об инженерно-технических кадрах.
– К сожалению, вакансии на ИТР не закрыты. Ждем по разнарядке министерства 120 выпускников вузов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.