Заводские университеты

Владимир Глотов| опубликовано в номере №1068, ноябрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я видел ванну, конструкцию которой разработал Антонов, видел и поточную линию из нескольких мощных прессов — автором новой технологии стал этот молодой инженер. И новый способ производства очень симпатичной на вид детской ванночки — это тоже дело его рук.

Но не только его. И именно это была предметом нашего с ним разговора.

— Трудно оценить вклад бригады,— сказал Антонов.— Собрались разные люди. Каждый — специалист в своем деле. Что нас объединило? Василий Яковлевич Горяинов прав — интерес. Ведь нас ничто не регламентирует — не хочешь, не вступай в бригаду,— все на сознании, на желании. До позднего вечера сидим на заводе, неделю за неделей, пробуем, экспериментируем. Однажды решили: завтра, в воскресенье, отдохнем. А в понедельник я вдруг узнаю: Горяинов, оказывается, и в воскресенье был на заводе. «Мне мысль одна не давала покоя!» — объяснил он. Чувствуете? Как же человек будет отдыхать, если его «мысль мучает»! Нет, это он верно определил: интерес в чистом, как говорится, виде — вот что побуждает людей к творчеству. Ведь мы радость находим в нем. Истину жизни!

Разумеется, не все обстоит гладко в организации творчества на липецком заводе. Да, казалось бы, это превосходно, что человек по доброй воле приходит на завод в выходной. Но есть и другая сторона вопроса. Можно было бы посетовать, что еще не очень рационально используют творческих людей — способных инженеров, толковых рабочих,— загружают их второстепенной работой, текущими заказами. Нелепо вынуждать человека вести свой творческий поиск в вечерние часы или по субботам и воскресеньям. Наверное, могла бы быть усовершенствована и структура управления творчеством. Инженеры говорили мне, что следовало бы внимательнее прислушиваться к мнению специалистов. Разумеется, хороший администратор не примет решения без совета. И если, К примеру, главный технолог завода — лучший специалист в области литья, то, когда решаются творческие проблемы, связанные с литейным производством, именно его слово должно быть окончательным ;— в том случае, если, допустим, его мнение не совпало с мнением администрации. у

И тем не менее стиль жизни творческих комплексных бригад не спутаешь с общим укладом производственной жизни.

Я попросил организаторов заводского технического творчества сообщить мне случаи «прогулов» в творческих комплексных бригадах.

Главный инженер завода рассмеялся, а Валентина Михайловна Татьянина, начальник заводского БРИЗа, удивленно подняла брови. «Нет,— сказали они,— это противоестественно, противоречит самой сущности таких бригад».

Я поинтересовался: наверное, есть примеры грубости, администрирования, зажима инициативы? Мне сказали: «В обычных бригадах, в отделах кое-что в этом смысле, увы, найдется. А в творческих, комплексных? Там все держится на доброй воле!»

Можно было бы привести и другие штрихи этих необычных коллективов. Полная гласность всей бригадной жизни. Хотя эта жизнь вовсе не однозначна, противоречива, полна споров и борьбы мнений. Демократичность и простота во взаимоотношениях друг с другом, независимо от должностей: ведь здесь люди — соавторы, они вместе «продираются в новое» и в равной мере не защищены ни от критики, ни от риска. Демократические принципы в принятии решений, в оценке заводских событий, чьих-то предложений, если они касаются всей бригады, в выборе путей исследования, порядка работы, в распределении ее. Даже «отчеты», рассказывали мне, пишутся бригадой совместно. А тот факт, что сами бригады решают, кто сколько заработал, и определяют долю участия каждого своего члена, воспринимается как вполне естественное дело.

Творческие комплексные бригады, по сути, представляют собою один из каналов дальнейшей демократизации самого экономического механизма. Построенные на этой основе отношения между людьми являются предпосылкой и условием эффективного производства.

Труд членов творческой бригады становится в полной мере сознательным, дает им массу новой информации, новые технические идеи. Развивает интеллект, приносит духовную радость.

Научно-техническая революция диктует свои условия, требует изменений в характере трудовой деятельности. И то, что происходит в творческих комплексных бригадах рационализаторов и изобретателей — этих вестниках завтрашнего дня,— со временем неизбежно охватит широкие просторы нашего производства. Каждый завод сегодня остро ощущает необходимость технических усовершенствований, нестандартных решений, серьезных перемен. И потому появляются всевозможные неформальные объединения типа/ общественных КБ, технологических бюро и, в частности, творческих бригад — словом, объединения, способные работать на уровне НТР. Заметьте, только тогда появилась творческая комплексная бригада Антонова, когда пришла нужда решить принципиально новую техническую проблему. В условиях традиционного и вроде бы отлаженного производства заводу со всем его штатным расписанием оказалось не по силам выполнить новаторскую миссию. С задачей этой справилось творческое комплексное объединение, где рядом с конструктором стал трудиться наладчик, где было не до должностей, где ценились лишь знания, специализация, творческий склад ума, настойчивость, терпение и способность работать бок о бок с другими людьми — считаться с их мнением и аргументировано отстаивать в споре свою точку зрения.

Все эти творческие люди появились на заводе не вдруг, не откуда-то извне — они из тех же производственных коллективов. Они нашли пути друг к другу, нарушив прежние границы бригад, отделов, секторов. Они объединились.

Я думаю, творческие комплексные бригады не только вносят свою заметную лепту в дело технического прогресса, но являют сегодня пример коллективов, законы внутренней жизни которых намного совершеннее, чем в обычных - производственных бригадах. Они — эти творческие содружества, ассоциации — показывают нам новую коллективность, ее более высокую ступень.

Путь человека к творчеству индивидуален, это известно. Но как помочь каждому, особенно молодому, рабочему вкусить радость творческой жизни? Как приучить размышлять над работой, научить «видеть» свой цех — что в нем хорошо, что худо,— а не только торопиться выполнить задание?

Мы говорили об этом с комсоргом завода Николаем Зайцевым. Николаю по душе уклад жизни творческих комплексных бригад, но он откровенно признался: «Они сами по себе, а комсомольская организация сама по себе. К сожалению».

Как все то, что накоплено такими коллективами, их нравственные принципы, их деловые качества, их творческий опыт — как все это сделать достоянием не только тех, кто трудится в этих бригадах, но всей молодежи завода? Вот над чем думает сегодня комсорг.

Он познакомил меня с двадцатидвухлетним пареньком Виктором Величинным. «Вот,— сказал комсорг,— он уже приобщился...»

Виктор — слесарь по изготовлению и ремонту штампов'. Ему повезло: он попал к Михаилу Юрьевичу Косарычу, человеку, который родился изобретателем и педагогом. Косарыч пригляделся к новичку, а потом улучил момент, сказал ему: «Ты, Витьг по цеху зря не скитайся. Ты думай, Вить, что можно изменить...»

— Понимаете,— рассказывал мне паренек,— сам он все что-то придумывает, изменяет, а я, как котенок. Ничего не вижу! Однако тоже стал смотреть. Подхожу к нему: «Михаил Юрич! Я вот тут придумал кое-что изменить в креплении пуансона...» Он по своему обыкновению зажал спичку в зубах, склонил голову чуть набок и говорит мне: «Ну-ка, ну-ка, что за мысль брызнула тебе в голову?» А потом сам мне еще помог, кое-что подсказал. И принес анкету. «Пиши, — говорит, — рацпредложение!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены