Завод - ВТУЗ

опубликовано в номере №757, декабрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда в космос взвились первые советские искусственные спутники Земли, во всех уголках мира люди заговорили о достижениях советской науки, о советской системе народного образования, которая подготовила высококвалифицированные кадры ученых и инженеров.

Действительно, народное образование в нашей стране поставлено несравненно лучше, чем в любом из ведущих капиталистических государств. За годы Советской власти наши средние и высшие учебные заведения подготовили миллионы хорошо знающих и горячо любящих свое дело специалистов.

Но решение величественных задач коммунистического строительства, намеченных в семилетнем плане, требует дальнейшего совершенствования системы народного образования. ЦК КПСС и Совет Министров СССР вынесли поэтому на всенародное обсуждение тезисы «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране».

В тезисах поставлен вопрос и о заводах - втузах:

«Хорошей формой соединения обучения с производительным трудом являются заводы - втузы при крупных предприятиях. Заводы - втузы можно организовать, в частности, на базе существующих заводских филиалов крупных стационарных вузов. Возможна также организация при вузах промышленных предприятий и цехов, выпускающих продукцию силами студентов».

Таким заводом - втузом был в предвоенные годы Ленинградский металлический завод. Редакция «Смены» обратилась к одному из воспитанников втуза - заместителю начальника лаборатории паровых турбин И. Н. Шибалову с просьбой рассказать об опыте этого заводского института.

В прошлом году к столетию Ленинградского металлического завода у нас был издан большой юбилейный альбом. Вся долгая и славная история предприятия отражена на его страницах: от выпуска первой продукции завода - небольшой сковороды - до производства гигантских турбин, которые изготовляет ныне наш завод для Братской гидроэлектростанции.

Когда, перелистывая этот альбом, думаешь о достижениях родного завода, всякий раз с чувством большой благодарности вспоминаешь втуз, который работал на заводе десять предвоенных лет, с 1930 по 1940 год, и воспитал сотни инженеров, техников и рабочих высокой квалификации.

Наш втуз не был обычным вечерним или заочным институтом при заводе. Завод и учебное заведение были органически слиты воедино.

Как же была организована учеба на заводе - втузе?

Втуз был учебным комбинатом, состоящим из трех ступеней. Первая ступень давала общеобразовательную подготовку в объеме семилетки и квалификацию слесаря или станочника четвертого или пятого разряда. Срок обучения на первой ступени зависел от подготовки учащегося и колебался от полугода до трех лет. Вторая ступень готовила техников. И, наконец, третья выпускала инженеров. Срок обучения на второй и третьей ступенях составлял четыре или четыре с половиной года.

Производственный профиль завода определял и специальности инженеров и техников, выпускаемых втузом. Каждая специальность, в свою очередь, имела три уклона: конструкторский, производственный и монтажный.

Во втуз принимались рабочие завода, имеющие пятилетний стаж и пятый производственный разряд. Первый набор 1930 года более чем на восемьдесят процентов состоял из наших рабочих.

Тесная связь обучения с трудом на производстве, теории с практикой была обеспечена двухпоточной системой. Студенты были разделены на два потока. Так, например, первый набор состоял из двух потоков по сто студентов в каждом. Студенты первого потока занимались днем в течение пяти месяцев и получали стипендию. Студенты второго потока в это время работали на производстве (только в дневную смену) и вечерами три раза в неделю посещали занятия в институте. На работу их распределяла учебная часть втуза. В следующем семестре эти потоки менялись местами. Таким образом каждый студент проходил основательную производственную практику - от станка в цехе до чертежной доски в конструкторском бюро.

За десять лет работы Ленинградского металлического завода - втуза было шесть выпусков дипломированных инженеров из рабочих. Втуз дал народному хозяйству страны 568 специалистов с высшим образованием.

«Мы перевыполняем программу и одновременно готовим свои кадры, - с гордостью говорили ленинградские металлисты в 1931 году в открытом письме «Рабочим заводов и фабрик всего Союза». - Рабочие работают и одновременно учатся во втузе. Преподавательские силы мы вербуем главным образом из инженеров нашего завода».

Студенты втуза были всегда на самых трудных и решающих участках. Когда в начале тридцатых годов шел монтаж одной из новых паровых турбин, втузовцы круглые сутки были на стенде. Как - то раз ночью одному из втузовцев, дежурившему в парткоме, позвонил С. М. Киров и спросил, как дела на стенде. Втузовец ответил: «Пока дела идут нормально. Сборка продолжается». «Хорошо, - оказал Сергей Миронович. - Утром я позвоню». Но он не позвонил, а приехал сам и вместе с дежурным прошел на стенд. «Это хорошо, что ваш партком организовал постоянный контроль и установил дежурство», - похвалил он. «Не только партком, но и втуз», - заметил наш студент. «Тогда это дважды хорошо», - улыбнулся Сергей Миронович.

Крупнейшие ленинградские ученые, которые преподавали на заводе - втузе, члены государственных экзаменационных комиссий единодушно отмечали высокое качество подготовки инженеров. Например, в 1939 году дипломы с отличием получили 70 процентов выпускников.

- Относительно этих товарищей, - сказал профессор Н. В. Николаи, - можно утверждать, что они действительно обладают полноценными знаниями, как теоретическими, так и практическими. Это готовые инженеры, многие из них станут в будущем, можно так думать, выдающимися инженерами.

Жизнь подтвердила эти слова. В числе воспитанников втуза, прошедших путь от простых рабочих до ведущих руководителей производства, - директор Металлического завода А. А. Аракчеев, главный инженер завода П. С. Чернышев, заместитель главного конструктора водяных турбин С. А. Грановский, ведущий инженер Н. Д. Матятин и многие другие. Выпускники втуза работают и в других городах. Это директор Харьковского тракторного завода М. И. Бойченко, главный инженер ХТЗ С. А. Березин, главный инженер Калужского завода турбин К. В. Назаров и другие.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены