Песни дружбы в «Скальной хате»

А Нелидов| опубликовано в номере №757, декабрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

О первой встрече московских студентов с чехословацкими альпинистами и нашем совместном восхождении на горные вершины в районе Безингийского ущелья уже сообщалось в «Смене». Сейчас я хочу рассказать о поездке советских студентов в Чехословакию и о штурме наиболее труднодоступных скал в Высоких Татрах.

... Туманным утром поезд медленно проходит под пограничной аркой, и мы на чехословацкой земле. Среди наших восемнадцати альпинистов, направляющихся с ответным визитом к чешским товарищам, студенты, преподаватели, научные работники Московского университета, МВТУ и Академии наук СССР.

На перроне вокзала в городе Брно нас встречают крепкими рукопожатиями, засыпают вопросами. Многих встречающих мы узнаем по голосу, хотя лица кажутся нам незнакомыми. Ведь мы привыкли видеть наших чешских коллег в штурмовках и пуховых куртках, загоревшими и небритыми... Неужели этот элегантно одетый молодой человек - Зденек Франц, тот самый Зденек, которого мы запомнили в ковбойке и кепке странного цвета? А вот этот юноша, который без конца жмет мою руку, разве Мирек Голичек? Сейчас он больше похож на артиста, чем на того лохматого, обросшего щетиной парня, который так бесстрашно штурмовал с нами вершины Кавказа!...

Через несколько дней мы на Палаве - а традиционном месте тренировок альпинистов Брно.

Пока на костре в маленькой пещерке готовится незамысловатый завтрак, каждый из нас с восхищением следит за двойкой, идущей прямо над нами. Удивительно легко и изящно ходят по скалам наши друзья! Но мы знаем, какого огромного труда стоит им это изящество.

После тренировок наша группа несколько часов провела в Моравском Красе - громадных пещерах с причудливыми сталактитами, мрачными провалами и озерами. Здесь, над огромным подземным залом, тоже проходит маршрут скалолазов. Высота - 140 метров! Становится не по себе, когда бросаешь взгляд вниз, в зияющую бездну. Но альпинисты не ищут легких путей. Чем опаснее маршрут, тем радостнее победа.

Но вот уже осталась позади Палава. Мы едем на север Чехии, в район песчаниковых скал - в «Чешский рай». Нависающие стены, скальные столбы, узкие отвесные щели...

- Посмотришь, как будто легко, а полезешь - трудно, - улыбаясь, говорит Фердинанд Копал, один из сильнейших альпинистов Чехословакии.

Но мы все - таки лезем. Онемевшие пальцы едва нащупывают микроскопические зацепочки; требуются невероятные усилия, чтобы не сорваться вниз. Напряжение так велико, что забываешь о холоде. С каждым шагом все труднее становится взбираться на эту почти гладкую крутизну. Зато как радостно стало на душе, когда вышли наверх! Мы долго любовались открывшейся перед нами панорамой гор и долин, с наслаждением вдыхали свежий горный воздух...

В Татры нас доставила «электричка», похожая на маленький трамвай. Загудели тросы подъемника, и через несколько минут мы уже находились в «Скальной хате».

Альпинистам не привыкать к перемене мест. Но всегда первая ночь на новом месте кажется необычной. До самого рассвета над крышей бушевал ветер, вздымая снежную пыль. А далеко - далеко внизу сверкали электрическими огнями курортные поселки Татранской Ломницы.

Рано утром начинается восхождение в Высоких Татрах. Все выше и выше поднимаются «связки». Только звон ледоруба да редкий стук молотка, забивающего очередной крюк, нарушают утреннюю тишину.

- Здесь совсем как на Кавказе! - говорит кто - то из наших чешских друзей.

И действительно: идти тепло и приятно. Но это только до поры до времени. Неожиданно перед нами вырастает тридцатиметровая стена с нависающим карнизом. Узловое место! Каждый настораживается, напрягая до предела внимание. Теперь уже идешь так осторожно, что ощущаешь руками каждую неровность скалы, и еще медленнее продвигаешься от крюка к крюку, от зацепки к зацепке.

- Ну, как, Толя? - спрашивает меня Эмма, одна из наиболее известных альпинисток Чехословакии.

- Добже, Эмми, добже! - отвечаю я, воодушевленный вниманием и заботой этой отважной девушки. Я знаю всего несколько чешских слов, а она - лишь несколько русских, но мы прекрасно понимаем друг друга.

Наконец вершина пика достигнута. Здесь мы встречаем еще одну нашу группу, поднявшуюся по другому маршруту.

После небольшой передышки совершаем стремительный спуск по крутым снежным желобам - кулуарам. Вот и «Скальная хата» Мастер спорта Игорь Ерохин от имени советских альпинистов горячо благодарит чешских товарищей за проявленное к нам внимание и поздравляет всех с успешным восхождением...

Десять дней пробыли мы в Высоких Татрах, десять незабываемых дней. Много раз мы бродили по ущельям Татр, пробирались сквозь жестокую метель в Студеную долину. Лавируя меж камней и деревьев, спускались на лыжах с такой скоростью, что свистело в ушах и захватывало дух. Особенно высокую технику показали во время спуска Вадим Павлов и Властик Шмида. Только снежный дымок вился вслед за ними на поворотах, когда они с головокружительной быстротой петляли среди деревьев и торчащих из - под снега камней. В последний вечер долго звенели в «Скальной хате» чешские и русские песни.

Возвращаясь на родину, мы уносили с собой светлые воспоминания о наших гостеприимных чешских товарищах: об инженере Владимире Вуйте и студентке Алене Груба, о враче Зденеке Франце и бесстрашном альпинисте Мирославе Илеке - обо всех, кто делил с нами радости и горести суровой походной жизни в горах прекрасной Чехословакии. Скоро, очень скоро мы снова встретимся с «ими в горах Кавказа или Тянь - Шаня! Ведь есть еще много непокоренных вершин и непроторенных, трудных дорог.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Славный юбилей

Беседа с председателем президиума Верховного Совета Белорусской ССР В. И. Козловым