О чем писал Ильич в своих последних статьях относящихся, началу 1923 года?
С мыслью о союзе двух классов в России для победы социализма, - начал свою деятельность Владимир Ильич. В своих самых последних статьях Ильич особенно настойчиво и много об этом толкует НЭП, конец периода военного коммунизма, - все это усложняет соотношения классов меж собой. И Владимир Ильич пишет:
«Социальный строй в нашей стране основан на сотрудничестве двух классов - рабочих и крестьян, которыми теперь допущены на известных условиях и нэпманы, т. - е. буржуазия». В союз двух классов врезается нэпманская буржуазия. Мы допускаем возрождение класса, из рук которого мы вырвали власть, которого мы убили политически в годы гражданской войны.
Ильич, подчеркивая это говорит в своих последних статьях о том, что не надо забывать, что сейчас, более чем когда - либо, исход борьбы решает союз рабочих и крестьян.
В результате нескольких лет военного коммунизма, вследствие того что наша страна была разрушена, что рабочий класс победил только в одной стране; - вся партия на десятом съезде под руководством Ильича совершила поворот к НЭПу ; тогда, когда нельзя идти прямым путем, - надо идти окольными путями. Нелепо лбом стукаться о крепкие стены. Надо приноравливаться к новым путям. От продразверстки, к продналогу, от методов военного коммунизма - к методам хозяйствования, умению торговать, лавировать.
Так набрасывал, обосновывал, развивал идею необходимости перехода к НЭПу Владимир Ильич на X партийном съезде.
Об опасностях НЭПа много говорил Владимир Ильич: «Удастся ли нам продержаться при нашем мелком и мельчайшем хозяйстве, при нашей разоренности до тех пор, пока западноевропейские капиталистические страны завершат свое развитие к социализму?» Ведь к тому же во все щели пролезает частный капитал - и большая тревога за судьбы советской страны гулко отдается в словах Ленина: «удастся ли продержаться...»
Продержаться нужно. Продержаться можно. Для этого необходимо трудящимся советской страны продумать, осознать и действенно осуществлять план определенных действий. Начальным камнем этого необходимейшего плана действий является улучшение советского аппарата, - и Ильич горячо призывает нас всех к тому, чтобы мы:
«С величайшей экономией изгоняли из своих общественных отношений всякие следы каких бы то ни было излишеств. Мы должны свести наш госаппарат до максимальной экономии. Мы должны изгнать из него все
следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от ее бюрократического и капиталистического аппарата». Только в том случае, если мы будем
строго и решительно чистить советский аппарат, прочищать каждый винтик огромного механизма советского государства, вон выбрасывать все ненужное, по наследству доставшееся от старого, - только при этих условиях «мы будем в состоянии удержаться». (Слова В. И.).
Все эти вопросы сильно интересовали Владимира Ильича последние месяцы и дни его работы. И в своих предсмертных статьях он набрасывает идею Рабкрина, - идею создания специального органа, на задачи которого ложится обязанность - зорко охранять советский аппарат от засорений; кропотливо и упорно выбрасывать вон торчащий в нем чиновничий бурьян, - выискивать методы улучшения государственного аппарата, - содействовать упрочению его гибкости.
Ильич призывает всю партию идти на помощь Рабкрину. Ильич выдвигает дополнительную мысль о том, что Центральная Контрольная Комиссия должна перестроить всю свою работу в сторону помощи Рабкрину. Вместе с Рабкрином помогать трудящимся строить гибкую, лишенную всякого бюрократизма государственную машину.
В самой незаметной повседневной будничной работе надо помнить о конечной цели - социализме. Ильич предостерегает от того, чтобы мы не застыли в состоянии «крестьянской ограниченности» (а такая опасность не может не стоять в стране, как наша, где преобладает мелкое крестьянское хозяйство). Надо через голову сегодняшнего НЭПа, сквозь бесконечные изгибы мелкого крестьянского хозяйства, - двигаться к социализму.
А ведь основной предпосылкой осуществления социализма является развитая промышленность, тяжелая индустрия, созданная на основе последних завоеваний науки и техники.
Ильич пишет о том, что надо беречь каждую веревочку в нашем советском хозяйстве, экономить каждую копейку, - и путем такой бережливости позволить себе необходимую «роскошь» - электрифицировать наши промышленные районы, укрепить немногие очаги нашей крупной машинной индустрии. Если мы этого не будем делать, то мы рискнем переродиться, - мы утеряем перспективу наших настоящих целей. Мы в лучшем случае «подправим» изъезженную крестьянскую лошаденку, - пересядем на сытую «кобылу». А надо помнить, что только крупная машинная индустрия, обусловив переход к социализму.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
По материалам и воспоминаниям