Затерянная страна

Каир| опубликовано в номере №55, июнь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поглядите - вон из темнеющих пропастей подымаются отвесные и пестрые стены тувинских гор. По шероховатым этим, исцарапанным стенам ползут вереницей мухи, большие горные мухи... Ночь уходит из Танну - Тува, из горной, глубокой чащи, через западный перевал, через богатый и развалистый крутодолый Алтай, ночь поспешно вытекает студеной струей в Самарканд и Башкирию. В вышине сияют белые снеговые кепки. А внизу еще тьма... А мухи ползут по светлеющей, исцарапанной чуть - путными тропинками стене, мухи на четырех упругих ногах, двухголовые эти странные мухи. Вереница их вдруг враз бросается вскач.

Полный и гулкий выстрел.

Один всадник из середины строя проваливается отвесно, как по листу бумаги, он падает вниз... очень далеко... во мрак, еще не до дна вытекший, еще не обнаживший донце чаши. Короткотелые лошадки мчатся скачками по тугой и нерезкой царапине на стене. Люди верховые не держат поводьев, они целятся из железных трубок, привязанных к палкам, и бьют в соседнюю стену, в такую же вереницу мух, несущихся вскачь. Это - гражданская война тувинцев. Это - национальная революция в сердце Азии.

Арат непременно должен победить! Бедняки пришли с Кемчика, с горы на гору перепрыгивали, как белки в осеннем орешком кедраче. Самодельными ружьями, луком и стрелами, каменьем сверху они воевали с китайским войском - и вон из страны вышибли грабителей, торгующих разбойников и разбойничающих купцов.

Но русский царь только того и ждал. Когда тувинцы прогнали китайцев, он тихо и скромно послал отряд кавалерии и... «Урянхай» I должен был благодарить Будду, Змею и еще кучу других более мелких богов за милостивое присоединение к русской короне.

Увы, русской короне не повезло; ее постигла судьба китайской... Но, конечно, это было труд - но. Рабочие дрались, мужики русские и всех других многочисленных национальностей, угнетенных российской короной, - все дрались.

Тувинские мужики, араты, тоже дрались. Им помогали русские мужики, поселившиеся в Урянхае с лопарских времен, удиравшие от царской ласки.

А скотьи князья встали на сторону своих русских «родственников»!

И в Урянхае заладилась лютая гражданская война. По отвесным стенам снова зацарапались отчаянные люди на лошадях верхом, и с отвесных стен они вели бои...

Араты дрались крепко. Араты не прятались за спину русских друзей - партизан, но и партизаны - мужики не ложились спать, пока заскочившие сюда колчаковцы, казаки Бакича, не иссякли головами. Три тысячи голов. А мужиков русских в Танну - Тува было восемнадцать тысяч - и осталось десять.

Вот когда СССР сказал тувинцам: - Мучили вас китайцы, потом русский царь. Но теперь вы можете жить, как вздумается. И стала с 1920 года Танну - Тува - свободное государство.

Стала Тува свободной. Но еще Тува не государство арата. Еще арат не вполне завладел своей землей.

Ведь, гражданская война окончилась только летом 1924 года! Тем летом князья сделали последнюю попытку заворотить революцию вспять. Конечно, не своими руками: на что же и существуют закабаленные араты. Нойоны - феодалы предусмотрительно - со скотом - уехали за Танну - Ольский хребет и оттуда дергали и понуждали своих повально неоплатных и вечно полуголодных должников. Вышло восстание.

Народ бежал. Его скот угнали. Летом сено не было заготовлено. До половины зимы на 1925 год скот держался листвянником, потом начался падеж. И сибирская язва.

На полях и ручьях стала помирать скотина. Летом воздух загнил дохлятиной, а люди стали жрать язвенную падаль наперебой с червями. И за кражу мельчайшей еды у князя посадили под вихрь, под ночь леденящую и полуденный безумящий зной - посадили двадцать человек ногами в деревянные на китайский лад колодки и за шею притянули четырехпудовой цепью. И - чего уж! - загнали двоим под ногти по толстому клинышку. Потому что национальная революция, - это еще не все, что надо арату...

После резона гражданской войны, - в самом населенном и «богатом» хошжюне Тува Кхемчжике счастлив тувинец, имеющий в чаше прошлогодние слитки зеленого кирпича и один коровий сосок, чтобы выдоить в этот «чай» немного молока.

Да, есть и богатые в Танну - Тува. Это - нойоны: харкхисы и эцзерхеки. Князья - феодалы кочевых племен, начальники - администраторы. Они - хозяева жизни. Они - власть. Они - суд. Это они «питают» разоренный Кемчик, ссужают на лето арату коровенку, а то и два соска...

Они посадили на цепь тех двадцать человек. Пройдем хотя мимо, спросим:

- Я должен был нойону теленка, но у меня пал весь скот, - казнимый отвечает, не будучи в силах поднять голову и хотя бы взглянуть на спрашивающего: цепь четырехпудовая. Подойдем ко второму.

- Я украл кусок сыра... Теперь мальчик уже умер. У него отняли сыр...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Куда ехать летом

Цейский ледник