Западня

Сергей Каленикин| опубликовано в номере №1480, январь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Отчего Астраханскую область лихорадит

Куда потечет Волга?

Потечет она... в Калмыцкую АССР, Ставропольский край... Так планируют Минводхоз и Госагропром СССР, стремящиеся во что бы то ни стало построить каналы Волга — Чограй и Волга — Дон-Н, без которых, дескать, не поднять сельское хозяйство. Между тем многие авторитетные ученые, к примеру, академики Б. Ласкорин, В. Большаков, А. Жирмунский, Б. Соколов, А. Румянцев и другие, убеждены в обратном: каналы — авантюра с миллиардными убытками. Она грозит засолением и заболачиванием почв, прочими бедами.

Мы полагали, что министерства и ведомства, упомянутые в нашем материале, по-деловому отреагируют на критику. Увы, Минводхоз СССР, Госкомгидромет, Госагропром СССР редакции не ответили. Но получены официальные отклики Астраханского облисполкома, Госкомприроды СССР, Госплана, Мингазпрома, Минрыбхоза.

Из сообщений Госплана и Госкомприроды узнаем, что государственной экспертной комиссии поручено провести эколого-экономическую экспертизу проекта канала. Итак, стройка идет, истрачено около 50 миллионов рублей, уже вырыта огромная 20-километровая траншея, а комиссия только сейчас разбирается в проблемах, связанных с сооружением канала!

Получив госплановское письмо, мы поинтересовались, что успела сделать комиссия? Так вот, она установила: проект канала Волга — Чограй, выполненный пятигорским «Севкавгипроводхозом», имеет уйму недостатков, — они изложены на 35 страницах! «Работы по строительству канала Волга — Чограй прекратить» — таково заключение.

Кстати, экспертная комиссия АН СССР и ВАСХНИЛ на своем пленарном заседании (19 января 1988 года) сделала аналогичное заключение: «Письмо, направленное в ЦК КПСС академиком Ласкориным Б. Н., членом-корреспондентом АН СССР Яблоковым А. В. и членом-корреспондентом АН СССР Ковдой В. А. «О недопустимости строительства канала Волга — Чограй» считаем обоснованным. Комиссия считает, что проект канала Волга — Чограй технически несовершенен, экономически и экологически не обоснован. В связи с этим финансирование начавшегося строительства канала необходимо прекратить. Планируемое изъятие стока нижней Волги, последующий сброс коллекторно-дренажных вод в Северный Каспий приведет к разрушению водных экосистем и окажет резко отрицательное воздействие на рыбные ресурсы внутренних вод СССР, поставит под реальную угрозу уничтожения уникальные стада осетровых рыб (около 90% мировых запасов).

При создании комплексной схемы использования водных ресурсов нижней Волги требования рыбного хозяйства должны считаться приоритетными. ...Для решения экологических и социально-экономических проблем Калмыцкой АССР необходима проработка альтернативных вариантов: реконструкция и рациональное использование пастбищ, агролесомелиорация, приведение поголовья скота к реальной емкости и несущей способности пастбищ; строительство сети групповых водопроводов, восстановление колодцев...»

Но вот на внеочередном заседании Президиума АН СССР и ВАСХНИЛ (7.XII.88 г.) принимается решение: канал можно строить, но проект доработать!.. Прямо скажем, Президиум удивил, удивил, ибо предпринята очередная попытка «протащить» научно необоснованный, экологически опасный и незаконный (нет утвержденного технико-экономического обоснования) минводхозовский объект. И кем? Академией, слывущей независимой организацией! А на самом деле... Удастся ли ученым, выступающим против ведомственного диктата, безоглядного и примитивного хозяйствования, отстоять свою позицию, это тоже вопрос. Лишний раз убеждаешься, нам ох как необходим независимый природоохранный орган, способный провести своевременную и объективную экологическую экспертизу, противостоять давлению министерств, центральных органов. На наш взгляд, эти острейшие проблемы не разрешились с созданием Госкомприроды СССР. О возможностях комитета, его позиции мы скажем ниже, прикасаясь еще к одной болевой точке — Астраханскому газоперерабатывающему заводу (АГПЗ).

Местожительство — зона

Облисполком, Госкомприроды СССР и Госплан не обошли своим вниманием АГПЗ. По их мнению, сам проект завода обеспечивает экологическую безопасность, но строители оставили массу недоделок — главным образом на сооружениях и установках по предотвращению загрязнения окружающей среды. Некоторые объекты, (например, система оборотного водоснабжения, сооружения по биологической очистке сточных вод) не завершены до сих пор. Кроме того, заводчане постоянно допускают нарушения технологии производства, из-за чего и происходят выбросы окиси серы, сернистого ангидрида, сернистого газа, — они во много раз превышают предельно допустимые концентрации!

В письме Госкомприроды СССР утверждается, что Комитет обратился в Совмин СССР с предложением приостановить строительство второй очереди завода до устранения недоделок первой. Но на ученом совете Всесоюзного научно-исследовательского института морского хозяйства и океанографии, на котором мне довелось присутствовать, заместитель директора понауке В. Исаев сообщил: Госкомприроды СССР дал «добро» на сооружениевторой очереди АГПЗ! В беседе, опубликованной в «Комсомольской правде» 8 ноября 1988 года, председатель комитета Ф. Моргун говорит: «После соответствующей экспертизы комитет может наложить вето на любой проект, который не отвечает требованиям по охране природы». И такая фраза: «Сложнейшая проблема на Астраханском газоконденсатном комплексе Отточие не наше, «Комсомольской правды». И ничего об этих сложнейших проблемах! Где логика в позиции Госкомприроды СССР? Насловах одно, на деле — другое. Зачем же вводить в заблуждение общественность, говоря о возможностях комитета? Да и от экспертизы второй очереди союзный Комитет уклонился, проводит ее Госкомприроды РСФСР.Здесь вот что еще надо уточнить.

Вторая очередь сооружается незаконно, в обход существующего положения. Нет необходимых согласований — к примеру, Минздрава СССР. Возражения медиков прежние: не устранены технологические недостатки первой очереди, взрослые и дети не выселены из восьмикилометровой зоны, а она, в свою очередь, не расширена до 20 километров... Свои соображения и обоснования Минздрав отправил в Совмин, Госкомприроды СССР, Мингазпром СССР... Реакция одна — спешное сооружение второй очереди, готовится третья, не исключена четвертая, пятая... Созвонившись по телефону с главным инженером ПО «Астрахань-Газпром» В. Немковым, я узнал, что упреки в адрес АГПЗ технически не обоснованы, неграмотны, а такие публикации, как «Водилась рыбка золотая», деморализуют коллектив. Санитарно-защитную зону АГПЗ расширять не думает, — нечего, мол, отгораживаться от мира «китайской стеной». И вообще вот-вот начнут мощную разъяснительную работу среди населения. Так и сказал — «мощную»...

Насчет «неграмотности» и «деморализации» в письме замминистра газовой промышленности Э. Джашитова ничего не сказано. Напротив, говорится, что «в 1988 году на объектах Астраханского газового комплекса выполнен ряд природоохранных мер». Правда, они, — признает замминистра, — «до сих пор не обеспечили полную нормализацию экологической обстановки в районе комплекса...» И вновь предполагается предпринять очередные меры по сокращению выбросов. Среди прочего: «ПО «Астраханьгазпром» поручено обеспечить ввод в действие всех природоохранных объектов по очереди в срок до 1 ноября 1988 г., а также опережающее строительство природоохранных объектов 2 очереди...»

Письмо тов. Джашитова датировано 16 ноября 1988 года, однако в нем нет ни слова о том, ввело ли объединение эти объекты в установленный срок... Что касается второй очереди, тут Мингазпром действительно спешит: директивными органами установлен жесткий срок ее сдачи — сентябрь 1989 года. Однако, как заявил по местному радио один из руководителей «Астраханьгазпрома», технологическая готовность второй очереди вызывает беспокойство, судя по всему, не удастся добиться высокого качества работ... Заранее покаялись, дав понять — приказ есть приказ.

Вернемся к письму замминистра. Ссылаясь на комиссию Минздрава СССР, тов. Джашитов сообщает: «Комиссия установила, что в обследуемых районах какой-либо закономерности в перинатальной смертности, мертворождаемости и детской смертности не выявлено. Тщательная проверка состояния заболеваемости коренного взрослого и детского населения, проведенная в 1988 году специальной комиссией Астраханского облздравотдела с участием кафедр Астраханского госмединститута, не обнаружила патологии от действия природного газа».

Воистину: не верь глазам своим! Что же, специально для Мингазпрома процитируем письмо Минздрава СССР, адресованное первому заместителю министра газовой промышленности

B.Шеремету от 26. 08. 88 г.:

«В результате клинического медицинского обследования населения, проживающего в зоне влияния АГК, проведенного Астраханским обл-здравотделом в 1988 году, установлен рост уровня общей заболеваемости детей по сравнению с 1983 годом по всем врачебным участкам, в том числе пос. Комсомольский — в 5,5 раза, пос. Сеитовка — в 3,2 раза, совхоза «50 лет ВЛКСМ» — в 4 раза. В 1987 году по сравнению с 1985 годом у детей пос. Комсомольский возросла заболеваемость железодефи-цитными анемиями (малокровие. — C. К.).

У детей, проживающих в зоне влияния выбросов АГК, установлен достоверный сдвиг в системе иммунитета...», они отстают в физическом развитии, страдают легочными заболеваниями, — говорится все в том же письме.

Сообщение в Совмин от 09.06.88 г. за подписью замминистра здравоохранения СССР И. Н. Денисова:

«Врачи-педиатры Астраханской области приводят данные об увеличении на 16 процентов в 1988 году числа детей, умерших по причине генетических уродств, по сравнению с 1985 годом, о случаях массовой гибели птиц и рыбы, свидетельствующих о крайне неблагоприятной обстановке в районе г. Астрахани».

Почему молчит правительство? Ведь не без его содействия построено предприятие величайшей экологической опасности. Только по проекту завод должен ежегодно выбрасывать в атмосферу 100 тысяч тонн вредных веществ! По проекту, а по факту — в несколько раз больше!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Неубитая земля

Вспоминая трагедию Ленинакана и Спитака

«ЧайФ»

Владимир Шахрин: от депутата до рокера

Шаг к многоликости

В Манеже прошла Всесоюзная выставка молодых художников, посвященная 70-летию ВЛКСМ