Опера «Запорожец за Дунаем» на сцене клуба Поронайского бумажного комбината
Шла обычная репетиция. Руководитель хора Тамара Александровна Шевцова заметила:
- Еще две - три репетиции, и будем считать, что с этой сценой мы справились.
Похвала ободрила кружковцев.
- А что, если нам не отрывки, а целиком какую - нибудь оперу поставить? - вдруг предложила Люба Худорошкова.
Сказала - и словно искру в стог сена обронила. Сразу нашлись энтузиасты, которым эта идея пришлась по душе. Тамара Александровна обвела взглядом кружковцев, покачала головой.
- Нет, друзья, об этом думать еще рановато. - И, резко обрывая разговор, хлопнула в ладоши: - Хор, на места! Солисты Онегин, Татьяна, ближе к рампе! Повторяем сцену...
Репетиция продолжалась. Быстро оборвавшийся разговор как будто забылся. Работы у кружковцев было по горло: приближался районный смотр самодеятельности, и клуб Поронайского бумажного комбината готовил к нему большую программу. Художественному руководителю клуба Тамаре Александровне Шевцовой приходилось трудно: то спевка хора, то занятия с солистами, то репетиции драмкружка. В последние месяцы клубное «хозяйство» разрослось. По инициативе Шевцовой небольшие цеховые кружки самодеятельности были слиты в один коллектив. Теперь в нем насчитывалось свыше ста любителей. Только на одни хоровые занятия приходило по сорок человек.
... Наступили дни смотра. Просторный зал клуба был переполнен. Тамара Александровна суетилась за кулисами, в последний раз уточняя порядок номеров, давая советы артистам. Она волновалась. Ей все думалось, что что - то важное будет непременно забыто. Однако концерт прошел с успехом!.
- Похоже, что первое место будет за вами, - пожимая руку Шевцовой, сказал председатель жюри. - А хор у вас так просто очень хорош!
Тамара Александровна собрала за кулисами кружковцев, порадовала их мнением жюри и неожиданно предложила:
- А что, друзья, может, в самом деле за оперу возьмемся?
Но легко сказать: возьмемся за оперу! А за какую? Ведь на Сахалине нет ни оперного театра, ни нотного магазина, где можно было бы достать партитуру. Это поставило бы в тупик энтузиастов даже в областном центре, не говоря уже о маленьком рыбацком городке Поронайске на восточном побережье острова.
Не раз обсуждали на репетициях кружковцы эту проблему. Но вот выбор оперы сделан. По совету Тамары Александровны остановились на «Запорожце за Дунаем» Гулак - Артемовского.
В этой опере и основа песенная, народная, доступная для самодеятельного исполнения, да и состав действующих лиц наиболее приемлемый. Оставалось найти партитуру. Послали письмо в Южно - Сахалинск, но ответ пришел неутешительный: учреждения областного управления культуры партитур не имеют. Лишь через полгода разрешилась эта проблема. Вернулся из отпуска один из энтузиастов клубной самодеятельности, бухгалтер Николай Григорьевич Мелехин, сразу пришел на репетицию хора и выложил на стол полный клавир оперы «Запорожец за Дунаем».
- Вот вам мой подарок, - сказал он, улыбаясь.
В декабре клуб поронайских бумажников приступил к работе над оперой.
Регулярно три раза в неделю собирался хор, ежедневно шли занятия с солистами. Особенно довелось потрудиться музыкальному «цеху» коллектива (так в шутку называли кружковцы клубного баяниста Федора Ивановича Ермоленко).
С первого дня руководители клуба нашли поддержку у директора комбината Аркадия Кирилловича Кравченко. А трудностей встретилось много: нужно было изыскать средства для подготовки реквизита и костюмов, сделать так, чтобы репетиции проводились в удобное для всех время...
Большинство хористов составляла молодежь; это семнадцатилетние работницы мешкотарного цеха Шевелева, Шульгина, счетовод Люба Худорошкова, кочегар ТЭЦ Александр Солдатенков и другие. Но были в коллективе и люди старшего поколения, например, содовщик сульфатного завода Н. Щагин, бухгалтер Н. Мелехин, телефонистка Р. Беликова. Самому юному участнику постановки, Лене Ермоленко, едва исполнилось восемь лет, а самому старшему, работнику АХО комбината Сергею Александровичу Юрьеву, уже около семидесяти. Всех их сблизило желание скрасить свой досуг.
Одновременно с хором шла работа и в танцевальном кружке. Под руководством работника ТЭЦ Амбросимова разучивали украинские танцы и пляски счетовод Фаустова, сменный мастер сульфатного завода Мызникова, швея мешкотарного цеха Петровская, слесарь Соловьев и другие.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.