Когда работа над оперой уже шла полным ходом, к Тамаре Александровне пришел руководитель клубного духового оркестра, миксовщик сульфатного завода Михаил Андреевич Переяслов.
- Наши ребята, - сказал он, - тоже хотели бы принять участие в постановке. Как вы смотрите, если мы разучим увертюру?
Тамара Александровна поддержала это предложение. Так музыкальный «цех» коллектива вырос сразу до шестнадцати человек.
Среди кружковцев нашлись свои художники, которые подготовили хорошие декорации, нашлись свои гримеры и парикмахеры.
Всю зиму трудился коллектив самодеятельности над постановкой оперы. Лишь после семи месяцев работы Тамара Александровна сочла возможным показать постановку зрителя».
... Сахалинские сопки уже побелели от первого снега. Был конец ноября.
Светом прожекторов залита сцена самого большого концертного зала областного центра. В зале - артисты областных театров, работники филармонии, учреждений культуры.
За дирижерским пультом занимает место рабочий сульфатного завода Михаил Андреевич Переяслов. Он поднимает руку, еще раз окидывает взглядом своих оркестрантов. Вот в углу сидит грузчик Сабала, рядом с ним самый молодой музыкант - помощник киномеханика Искаков, подальше - плотник Макляев, грузчик лесобиржи Новиков и другие. Ребята волнуются.
Дирижер взмахивает палочкой, и в тишину зала врывается широкая музыка увертюры к «Запорожцу за Дунаем».
Внимание зрителей переносится на сцену. Старый вяз склонил ветви над белым домиком, где живут Одарка с Карасем и их красавица - дочь Оксана. Брошена у плетня бричка со снятым колесом. А вдали ясная синева реки, зелень бора... Слышится песня. Она приближается, растет. Это поют девчата, возвращающиеся с сенокоса. Вот они в ярких украинских костюмах, с косами и граблями в руках проходят по дороге мимо дома Карася.
Роль Карася хорошо исполняет рабочий - содовщик сульфатного завода Николай Алексеевич Щагин. Непринужденно держит себя Одарка - Нина Омельяненко, словно всю жизнь играет на сцене, а не сидит за бухгалтерским столом. А вот молодая работница мешкотарного цеха Ида Ясырева, которой поручена роль Оксаны. Выразительно звучит ее молодой, чистый голосок. Ида работала над своей ролью с увлечением, и созданный ею образ радует душевной теплотой.
Больше всего опасалась Тамара Александровна за партию Андрея. Не так легко было найти на предприятии хорошего тенора. Несколько человек пытались взяться за эту роль, но их постигала неудача. Наконец выбор пал на мастера древесного отдела Крылова. Премьера оперы показала, что молодой певец оправдал доверие коллектива.
По ходу действия в зале не раз вспыхивали дружные аплодисменты. Зрители остались очень довольны. Конечно, были в постановке и шероховатости, не все исполнители чувствовали себя легко и естественно под светом рампы, но главное достигнуто: получился хороший музыкальный спектакль.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.