Далеко еще не все комсомольские комитеты и коллективы поняли, что улучшение культурно - бытовых условий рабочих является одним из решающих звеньев в борьбе за промфинплан. Печатаемый ниже материал об одном из ленинградских общежитий рабочей молодежи лишний раз подтверждает это.
Недалеко от Ленинграда находится дачный поселок Шувалово. Зайдемте на Софийскую, 8. Здесь помещается общежитие комсомольцев завода им. Карла Маркса. Здесь живут те, кто день за днем дерутся за каждый процент выполнения промфинплана. Около 40 комсомольцев - ударников разместилось в двух этажах спрятавшегося среди деревьев здания.
Зайдемте внутрь общежития. Тусклый свет свечи не в силах разогнать темноту. Но все же видны голые стены со стоящими возле них койками. По стенам скользят причудливые тени. Ребята разместились кто как горазд. Одни сидят на койках, другие просто уселись на полу. Ни столов, ни стульев, ни табуреток в комнате не видно. Впрочем в углу стоит утащенная откуда-то скамейка. И это все.
Кто-то, примостившись поближе к свечке, пробует читать. Дрожащие тени скачут по черным строчкам. Строчки теряются в темноте, читающий тщетно напрягает глаза. Потом вдруг неожиданно вскакивает и резким движением бросает книгу в угол:
- А ну ее к черту! Все равно ни черта не разобрать.
Остальные пытаются развлекаться разговорами. Сплошной мат затопляет помещение. К потолку тянется сизый дым папирос. От скуки затевают беспредметный спор. Спор перерастает в отчаянную ругань. Назревает драка.
Наконец, соскучившись ругаться, ложатся спать. Спят по два человека на шаткой деревянной койке.
Спят тяжелым, беспокойным сном.
Начиная с весны, комитет комсомола начал направлять на Софийскую, 8, ребят, нуждающихся в жилище. Все протесты комсомольцев, живущих в общежитии, оказались тщетными. В результате - в пяти небольших комнатах ютится около 40 человек.
Даже сейчас, когда общежитие переполнено, комитет комсомола не намерен отказаться от вселения новых жильцов.
Мы спрашиваем руководителей комитета комсомола завода им. Карла Маркса, что же они в конце концов предполагают организовать: бытовую коммуну, образцовое комсомольское общежитие или постоялый двор?
К нам в руки попал дневник одного из проживающих в общежитии комсомольцев. С разрешения автора публикуем отдельные отрывки из дневника:
«В июне у нас в общежитии выключили свет. Пришедший монтер объяснил, что техническое состояние проводки требует немедленного ремонта. Более трех месяцев мы сидели в темноте. Иногда «стреляли» на заводе свечки. Заводские организации, которым принадлежит здание, с ремонтом электропроводки не торопились. Комитет комсомола ничего не сделал для того, чтобы ускорить ремонт электропроводки».
«Многие ребята не имеют далее коек. Деревянные койки, на которых мы спим по - двое, того и гляди развалятся. Приходится самим их починять... Живущие в соседней комнате девчата тоже спят подвое на одной койке».
«Только недавно достали табуретки и стулья. Спасибо председателю заводской сов группы Белозурову - выручил. Поднял на ноги все заводские организации и добился передачи им из столовой лишней мебели. Если бы не он, то и сейчас сидели бы на полу...»
«Ни у кого из рябят нет шкафчиков для хранения вещей и книг. Приходится вещи класть на кровать или на пол. Кое - кто этим пользуется. У нас в общежитии процветает воровство...»
«На 40 ребят - один умывальник. Водопровода нет. ЗРК нас плохо снабжает. Многие ребята не имеют белья...»
От себя добавим: никакой культурной работы в общежитии не ведется. О красном уголке и говорить не приходится.
Где же все это время был комитет комсомола? Неужели он не знал о том, в каких условиях живут комсомольцы - ударники, неужели он не интересовался этим?
Нет, комитету комсомола условия жизни в общежитии отлично известны. Когда кто - то сообщил в комитет о том, что один из ребят напился пьяным, Вера Цвиг (бывш. секретарь комитета) выехала в Шувалово. Там, стоя посреди комнаты, Цвиг громила некультурность ребят, доказывала преимущества радио и красного уголка и угрожала разогнать общежитие. На смену Цвиг пришел новый секретарь Врублевский. Но отношение к общежитию со стороны комитета комсомола осталось прежним. По - прежнему общежитие не видит никакой помощи от комсомольской организации завода. В ответ на протест против вселения новых жильцов Врублевский грубо заявил:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.