Технический прогресс поднимает культуру производства, меняет условия труда на всех участках, во всех подразделениях предприятий. Ни одно звено в общей технологической цепочке не должно оставаться в стороне.
Так иногда бывает? Установят в цехах самое современное оборудование, станки-автоматы, а вот переносят детали со станка на станок по старинке, то есть вручную. Хорошо еще, если детали легкие...
У нас, правда, использовали кран-балки, но у них есть недостаток – малая производительность. Поэтому рабочие по достоинству оценили новшество: на заводе начали внедрять манипуляторы, способные переносить детали весом до полутора центнеров.
Ручной труд – необязательно труд тяжелый. Есть такая операция: в маленькое бронзовое кольцо нужно запрессовать тонкую втулку. Кажется, несложно, но уж очень утомительно и однообразно. Попробуйте весь день стоять за верстаком и вбивать молотком эти колечки... Здесь уже наши рационализаторы поработали: сконструировали полуавтомат, который сам делает эту операцию.
Что касается механизации и автоматизации ручного труда, то наш завод не раз занимал призовые места по этому показателю. Внедряются станки с числовым программным управлением, новая техника. Только сейчас я хотел бы сказать о другом. Да, в цехах что ни год появляются различные приспособления, механизмы, облегчающие труд рабочего. Но завод – это не одни производственные цехи. На нем много складов, где хранятся изготовленные детали. О них и речь.
Возможно, кому-то эта тема покажется не заслуживающей внимания – склад, он и есть склад, что о нем говорить?
Думаю, в силу такого отношения склады сейчас представляют разительный контраст с механизированным производством. Как правило, это тесные, неприспособленные, полутемные помещения; ящики с деталями здесь таскают вручную. Учет и контроль наладить тут трудно, поэтому детали расходуются без счета, теряются или портятся. Главное же – работа здесь тяжела, неинтересна, непривлекательна для молодежи.
С другой стороны, непроизводительный труд заставляет держать на подсобных работах слишком много людей. У нас на заводе, например, на складских, погрузочно-разгрузочных, транспортных работах занято 730 человек. А рабочие руки можно было бы использовать гораздо рациональнее. Идет реконструкция завода, каждый человек на счету...
Вот какие серьезные проблемы стоят за обыкновенными складами. Причем это проблемы не только хозяйственные. Среди подсобных рабочих велика текучесть, чаще случаются нарушения дисциплины, проступки. Да и влияние комсомола, должен признать, на эту категорию работников незначительно: молодежи и комсомольцев здесь мало. Как заинтересуешь человека примитивной работой?
В прошлой пятилетке завод начал строить механизированные склады.
Культура производства и условия труда в них существенно меняются. Высокие стеллажи (в старых складах они были на уровне человеческого роста, куда дотягиваются руки); чистота и порядок, надежный учет. Ящики с деталями из любого ряда, ячейки достает подъемная машина. А человек работает за пультом управления. Кроме того, механизация одного склада высвобождает 5 – 6 подсобных рабочих.
Строили склады своими силами. Проекты разрабатывал отдел механизации и автоматизации – самый, пожалуй, молодежный отдел завода. В нем лишь трое из двадцати трех человек – уже не молодые специалисты.
Над строительством шефствовала заводская комсомольская организация. Создавали временные бригады, посылали на важнейшие объекты молодых рабочих. За последние три года возвели таким способом восемь новых цеховых складов. А предстоит сделать еще больше. Сумеем ли?
Недавно зашел на склад 11-го цеха. Жалуются мне: штабелеры плохо работают, часто ломаются. Выясняю: штабелеры поставил завод «Киевторгмаш» из опытной партии, предназначенной для торговли. Интенсивной заводской нагрузки не выдерживают...
На этот год запланировано построить три склада. И во всех трех подъемное оборудование будем делать сами. Делать штабелеры у нас экономически не оправдано: завод текстильного машиностроения, как вы понимаете, рассчитан на выпуск совсем другой техники. К тому же и не дело это – устраивать из предприятия «натуральное хозяйство», где производится все что угодно. Но, как сказали мне в отделе механизации и автоматизации, иного выхода нет. Сами не сделаем нужное оборудование – механизация останется лишь в проектах. Если и выделяют нам штабелеры, разгрузочные комплексы, то по штуке в год. Поэтому лучше сделать что-то полукустарным способом, чем вообще ничего не сделать...
Другая трудность: все, что мы строим, выполняется за счет внутренних резервов – никаких фондов, материалов, металла для складских помещений не выделяется. Так что, когда обсуждался комплексный план механизации на этот год, почти половину пунктов пришлось сразу же вычеркнуть: внедрить их при таком уровне снабжения практически невозможно.
А ведь склад не «задворки» производства – важное звено в общезаводской технологической цепочке, такой же нужный цех, как и любой другой. По крайней мере должен таким быть.
Но, к сожалению, картина пока другая. Склады намного отстают от других цехов по уровню механизации, оснащенности, культуре работы. Новая техника внедряется в них с большим трудом и медленнее. Все это не может не влиять и на основное производство.
Трудно ломать десятилетиями сформированное представление о складах как о чем-то третьесортном, что ли. Сужу даже по прессе: скажите, часто ли встретишь в печати статью на эту тему? Правда, помню, был в «Смене» фоторепортаж о современном складе на Горьковском автозаводе. Но ГАЗ – это гигант, у него больше сил и средств. Кроме гигантов, есть сотни средних предприятий, на производственных складах которых трудятся многие тысячи людей...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.