Зачинатель революционной агитации

И Лежнёв| опубликовано в номере №325, январь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сколько гнева и иронии в статьях «Колокола», в письмах «С того берега», в «Письмах из Франции и Италии»! Но вершиной обличения сытой западной буржуазии, приговором над предательством реакционного либерализма является повесть «Доктор, умирающие и мертвые». Эта повесть, опубликованная уже после смерти Герцена, исполнена глубокого философского смысла.

Сквозь все описанные Герценом события проходит тема человека, дружбы, любви. Человек этот - сам автор, его друг - Огарев, его любовь - Наталия Александровна Захарьина. Все этапы жизни Герцена, история его отношений с Огаревым и любви к жене исполнены высокого благородства, обнаруживают в нем натуру глубокую, страстную, тонко чувствующую.

В «Записках одного молодого человека» Герцен писал: «Кто жил умом и сердцем, кто провел знойную юность, кто человечески страдал с каждым страданием и сочувствовал каждому восторгу, кто может указать на нее и сказать: «вот моя подруга», на него и сказать «вот мой друг», - тот совершил кое-что».

Огарев стоял в начале сознательной жизни Герцена, он стоял и в ее конце. Тучкова - Огарева в своих «Воспоминаниях об А. И. Герцене» пишет: «Незадолго перед смертью он, в бреду, приказывал кучеру остановиться у квартиры самого близкого своего друга, Огарева».

Герцен был одним из великих предшественников нашей революции. Он это предчувствовал и сознавал. Знаменитая его статья «Крещеная собственность» имеет эпиграфом пророчество Пугачева: «Я не ворон, а вороненок; настоящий ворон еще летает в поднебесье».

Великая революция совершилась в октябре 1917 года. Она выполнила одно из пророчеств самого Герцена: «Россия никогда не сделает революции с целью отделаться от царя и заменить его царями - представителями, царями - судьями, царями - полицейскими». Наша революция, открывшая новую эру истории человечества, осуществила далекий и смутный идеал Герцена - социализм.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены