Из журнала «Регар»
Кавасаки - большой промышленный город Японии. В Кавасаки, на текстильных предприятиях и фабриках шелка, работают сотни молодых девушек. Все они дочери крестьян - бедняков из окрестных деревень.
В один прекрасный день в деревне появляются агенты предпринимателей.
- Нам нужны ткачихи для работы на фабриках шолка, - заявляют они, - за каждую молодую девушку мы платим 80 иен.
На нищего японского крестьянина эта сумма производит впечатление внезапно пролившегося золотого дождя.
- 80 иен? - повторяет крестьянин. - А дочь моя будет иметь право посещать город?
- Конечно.
- А что должна она делать за эти 80 иен? - Ей придется работать в течение 5 лет.
Все это время она будет получать питание, жилище, одежду и кроме того ежемесячно на руки по 5 иен.
Агент уводит молодую девушку. Крестьянин даже не спрашивает у дочери, согласна ли она: японские девушки слепо повинуются отцу.
Да деревенские девушки и сами не прочь поехать в Кавасаки. Разве где - нибудь может быть хуже чем в деревне?
Агенты не скупятся на заманчивые описания жизни в городе: они соблазняют девушек театром, кино, показывают красивые, яркие ткани...
Но вот девушки прибыли в Кавасаки. Начинается «новая жизнь».
Новичков прежде всего направляют в бюро для регистрации, а затем отводят в общежитие - мрачную казарму с железными решетками на окнах. Таких казарм много, в каждой помещается около 200 девушек. Спят они на земле, в одежде, без одеял.
На следующий день девушек поднимают в четыре часа утра. Их завтрак состоит из водянистой похлебки и нескольких кусков репы. После этого их отправляют на фабрику, где поручают самую тяжелую работу.
Пройдет много месяцев, пока их поставят к станку, но и тогда будет нелегко. Работать приходится под вечным понуканием надсмотрщика. В течение дня работницам только один раз разрешается поесть. Пока одна группа глотает скудный обед, другие вынуждены следить за станками своих товарищей. Работа здесь не останавливается ни на минуту.
Вечер не приносит желанного отдыха. Разбитые усталостью, девушки падают на пол. Счастливы те, кому удается сейчас же уснуть. Остальные думают с тоской, что прошло еще только 2 месяца, как они здесь: им осталось пробыть в этом аду в 30 раз больше! Они понимают, что их обманули... Охваченные тоской и отчаянием, многие начинают кричать. Тогда надсмотрщики включают радио...
Так продолжалось до тех пор, пока самим девушкам однажды не удалось сорвать замки с тяжелых дверей своей темницы. Этот день был для Кавасаки знаменательным днем.
Кане - дочь старого Иямамото, крестьянина - бедняка, у которого наводнение уничтожило весь урожай риса. Вместе с другими девушками она была куплена агентами концерна Фуджи.
С каждым днем все больше бледнела и худела Кане. Ее заставляли работать в цехе, где моют шолк. Она задыхалась от ядовитых испарений. Непрерывный кашель причинял страшную боль во всем теле.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.