Поэтому расчетливый американец и приобретает автомобиль, считая, что он не настолько богат и расточителен, чтобы ходить пешком или - избави бог! - «пользоваться лошадью».
Надо сказать - весь мир берет пример с американцев и за последние годы лихорадочно автомобилизируется.
Вот разительный пример. В Европе к началу войны было около 500 тыс. автомобилей. Кончилась война, и Европа уже насчитывала 700 тыс. машин, увеличив их число, примерно, на треть. Прошло еще 5 лет, и к 1925 г. число европейских автомобилей дошло до громадной цифры в 2150 тыс. машин, возросши более, чем втрое. За последние 5 лет Европа сверхамериканским темпом догоняла Америку.
Тот, кто видел крупные европейские города лет 5 тому назад, не узнает их сейчас. С их улиц исчезла лошадь: ее также трудно встретить в городе, как у нас в Москве, на центральных улицах, повстречаться с коровой. Лошадь изгнана из городов, и ее место полновластно занял автомобиль. Весь мир: Австралия, Индия, Китай, южно - американские страны и даже Африка лихорадочно увеличивают свою автомобильную армию. Весь мир сейчас увлечен автомобилем.
А СССР? Что делал СССР за эти годы, когда во всем мире шло бешеное развитие автомобильного дела?
Надо открыто и прямо сказать: СССР топтался на месте и не удивительно, что в этом отношении он оказался в хвосте у мира. Вот цифры.
В начале войны нынешний СССР имел 16 тыс. машин и находился на неплохом - четвертом - месте, стоя впереди Италии, Германии, Швеции, Бельгии, Дании. Кончилась война число наших машин скатилось до 15 тыс. Нас уже обогнала Италия и Голландия, нас обгоняли Испания и Швейцария. Прошло еще 5 лет, и к 1925 г. СССР рассчитывал 18 тыс. автомобилей, из которых 6 тыс. были испорчены. И, наконец, к 1928 г. мы по-прежнему стояли на месте со СВОИМИ 12 тыс. машин.
Сейчас мы давно уже распрощались с нашим четвертым местом. Впереди нас не только Бельгия, Норвегия и Швейцария, нас обогнали даже Румыния, даже Польша, даже Китай. Мы плетемся в квоте у мира. Мы стоим на сороковом месте.
Наша отсталость исключительна. Если в Америке один автомобиль приходится на 5 человек, то у нас тот же автомобиль приходится на 9100 человек.
И за эту автомобильную отсталость мы жестоко расплачиваемся. Потому, что глубоко прав американец, когда он говорит, что он «недостаточно богат и расточителен для того, чтобы пользоваться лошадью вместо автомобиля». И мы расточаем миллионы и миллиарды только потому, что мы придерживаемся обратного взгляда и предпочитаем лошадь автомобилю.
Вот несколько страшных цифр нашей исключительной расточительности. Стоимость провоза у нас в союзе 16 кг зерна на расстояние 100 км на лошади по нашим проселочным дорогам обходится нам в 52% от заготовительной цены продукта. Провоз того же количества керосина на то же расстояние обходится в 64% от стоимости этого керосина. Сколько же миллиардов рублей переплачиваем мы ежегодно на этой варварской перевозке? И как можно серьезно говорить о снижении цен на продукты до тех пор, пока мы будем так расточительно пользоваться дорогой «российской» телегой и пренебрегать дешевым автомобилем? Недаром сложилась у нас жуткая поговорка: «за морем телушка - полушка, да рубль перевоз».
Прежде всего, мы должны широко наладить производство собственных автомобилей. Пятилетка предполагает сосредоточить его на трех заводах.
Первый - московский АМО - будет строить новый тип грузовых машин и большие 7 - местные легковые машины. Уже в будущем году его производство должно составить 3500 машин, а в последний год пятилетия - 25 тыс. машин. Короче говоря, за пятилетие завод АМО даст нам 52 тыс. автомобилей, т.е. в 4 раза больше того количества, которым мы обладаем сейчас.
Второй - Ярославский завод - будет строить исключительно машины тяжелого типа, причем выпуск их намечается увеличить к концу пятилетия до 10 тыс. в год, что даст нам за все пятилетие около 20 тыс. автомобилей.
И, наконец, третий - Нижегородский завод. Мы строим его по последнему слову техники, пользуясь советами и технической помощью знаменитого Форда. Самый большой по своим размерам в Европе, он будет выпускать малотоннажные грузовики и легковые машины. Уже в будущем году наш советский автомобильный гигант даст нам 6 тыс. машин. В последний год пятилетки он доведет свою продукцию до 100 тыс. автомобилей в год, дав за все пятилетие 180 тыс. машин.
Короче говоря, три наших завода за пятилетку дадут нам 1/4 миллиона автомобилей. А если к этому прибавить еще 60 тыс. машин, которые мы ввезем из заграницы и соберем у нас из импортных частей, то наша советская автомобильная армия вырастет к концу пятилетки до 310 тыс. машин.
Мы увеличим наше автомобильное хозяйство за пять лет в 25 раз. Такого бешеного роста не знала не только Европа, но даже и быстро шагающая Америка. А это значит: на нашем советском автомобиле мы решительно догоняем перегнавших нас соседей. Дешевый советский автомобиль заменит дорогую «российскую телегу».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.