За компанию

Евг Босняцкий| опубликовано в номере №312, декабрь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

На торжественном пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном 20-летию Ленинско - Сталинского комсомола, тов. Жданов говорил, что враги народа в комсомоле «пытались совращать кадры комсомола путем морального разложения, - пьянки, собутыльничество, «приятельские» отношения, - все это было пущено врагами в ход для того, чтобы, разлагая комсомольцев морально, разложить их и политически...»

Под боком комсомольских организаций Челябинска чуждые люди вроде Бутлерова морально разлагают молодежь. Рюмка водки и бильярдный кий ловко использованы врагами для того, чтобы политически разоружить молодых людей. Враг использует бесхарактерность и неустойчивость таких комсомольцев, как Глебов.

Вопросы, поднятые в очерке, имеют значение не только для молодежи Челябинска: Бутлеровых и Глебовых можно встретить и в других городах.

В основу очерка положены факты, собранные автором в Челябинске. Имена героев изменены.

Итак, опять вечер и опять, как вчера, дождь. Впрочем, дождь со снегом. Неутешительное разнообразие. Глинистая грязь чавкает под ногами. На центральной улице, там, где растут маленькие деревья, ярко освещены окна двух домов. Справа - клуб, слева - ресторан. Куда мы пойдем сегодня, как проведем вечер?

- Пойдем в кино, - предлагает Маруся Нежина.

- Я вчера была в кино, - говорит Таня Селиверстова.

Ветер качает фонари, и тоненькие деревца гнутся почти до самой земли. Последние бурые листья падают в грязь.

- Ну так как же, девушки? - Владимир Бутлеров поднял ворот пальто. Руки без перчаток он спрятал подмышки девушкам. - Дунем в ресторацию?

Федя Глебов усиленно моргает одним глазом. Но Бутлеров не понимает или не хочет понимать сигналов друга. А мокрый снег все идет. Останавливается трамвай, выбегает вожатый с тряпкой и вытирает стекло.

- Может быть, поедем в город? В театр?

Федя отлично знает, что ничего с театром не получится, что билеты надо покупать заранее, но даже если бы можно было случайно достать билеты, Владимир все равно бы не согласился: Владимир равнодушен к театру.

Кондуктор дает звонок отправления, вожатый занимает свое место, трамвай трогается, а компания все еще стоит.

- Ну, вы как хотите, - говорит Таня, - а я в клуб. Идем, Муся.

Девушки отделяются от ребят, у двери клуба они останавливаются и кричат:

- Идите сюда!

Бутлеров резко отворачивается.

- Подумаешь, - говорит он громко, но так, что его слышит только Глебов. - Не хотят и не надо. Других найдем!

Преувеличенно большими шагами он идет в сторону ресторана. Назад он не смотрит. Он уверен, что Федя следует за ним. Он вообще очень самоуверен, этот Владимир Бутлеров. «Настоящий мужчина». Широкие плечи, крепкие мышцы и за словом тоже в карман не полезет. Такие, нравятся девушкам, и в мужской компании он тоже умеет себя поставить...

А Федя Глебов - тот всегда как - то нерешителен - что ему делать? Куда и с кем пойти? Что хорошо и что плохо? Вот и сейчас он дольше всех задержался в раздумье посредине улицы: «Таня может обидеться... Впрочем, действительно, чего она воображает? Не хочет и не надо», - и Федя, осторожно выбирая сухие места между лужами, идет за Владимиром. В гардеробе, снимая пальто, он думает, что если так, черт возьми, каждый день, то до получки не дотянешь... Следовало бы отказаться. Следовало бы... но, что еще следовало бы, Федя так и не успевает придумать. Он слышит стук бильярдных шаров, оживленный говор наверху в зале; жизнь ресторана в разгаре, она захватывает Глебова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сын народа

Сцены из пьесы