История подвигов Краснознамённого Балтийского флота в Отечественную войну ещё только записывается. Полный свиток этих подвигов ещё до конца не развёрнут и самою жизнью. Но то, что приходилось мне наблюдать, видеть и в Таллине, и в Кронштадте, и в Ленинграде, и в других пунктах Балтики, здесь надо отметить. Речь пойдёт о ленинской молодёжи, о комсомольцах флота. Я приведу факты, которые вошли в комсомольскую летопись флота. Пусть люди знают, как бьются балтийцы за дело Ленина, за город Ленина.
Первым хотел бы назвать я в своём очерке героя Балтики - старшину 2 - й статьи Василия Степановича Кузнецова с лидера «Ленинград».
Лидер «Ленинград» осенью 1941 года своим огнём обеспечивал на важнейшем участке фронта под Ленинградом оборону наших войск, с невероятными усилиями сдерживавших натиск немцев. Напомню, что в критические дни борьбы немцы в шесть раз превосходили нас численностью. Но великий город не считал врагов, а бил их.
Орудийный расчёт Василия Кузнецова работал чётко, стрелял метко. Одна за другой замолкали разгромленные или подавленные нашим огнём вражеские батареи, но те из них, которые ещё действовали, продолжали ожесточённый обстрел лидера.
Разорвавшимся у самого корабля снарядом был тяжело ранен командир орудия Кузнецов. В это время на корабле начался пожар. Истекающий кровью моряк кинулся спасать родной корабль. Он схватил голыми руками горящий заряд - брызжущее пламя пороха - и хотел выбросить его за борт, но силы изменили моряку, ноги подкосились. Он упал. Огонь стал охватывать моряка, но он опять заставил себя двигаться. Он пополз к борту, передвигая вместе с собой горящий заряд. Человек превратился в костёр. Мучительным усилием Кузнецов столкнул всё же заряд в воду.
Последними словами, которые услыхали товарищи из уст Кузнецова, когда он на минуту пришёл в себя, были: «Меня оставьте, спасайте корабль!»
Так погиб балтийский моряк - славный носитель традиций русских моряков.
Приказом командующего Краснознамённым Балтийским флотом адмирала В. Ф. Трибуца память о молодом советском патриоте - герое Отечественной войны В. С. Кузнецове - увековечена. Мемориальная доска на щите орудия лидера «Ленинград» говорит о его подвиге. Навечно внесено его имя в списки экипажа корабля. На справке, когда вызывают Кузнецова, строй замирает.
В тишине слышен ответ:
- Погиб во славу родины!
Пример Кузнецова не одинок.
Комсомолец лейтенант Акопов на одном из походов кораблей из Ленинграда получил приказание поставить дымовую завесу. Звено катеров, возглавляемое Акоповым, выполнило приказ командования. Корабли получили возможность продолжать свою работу. Но неожиданно налетевший ветер разорвал дымзавесу. Образовалось «окно», и несколько кораблей стали видны врагу. По ним открыли огонь вражеские батареи. Вода кипела от взрывов снарядов. Операция могла сорваться.
Офицер - комсомолец Акопов мгновенно оценил всю опасность положения. Он решил любой ценой снова поставить дымовую завесу. Не задумываясь, Акопов направил в образовавшееся «окно» свой катер. Не обращая внимания на вой снарядов, на огромные столбы воды, поднимаемые ими, катер поставил завесу. Акопов и его смельчаки погибли от прямого попадания шестидюймового снаряда.
Герой - комсомолец Акопов посмертно награждён орденом Красного знамени.
Приведу ещё три факта.
На четыре балтийских наших катера напали шесть вражеских самолётов. Осколками бомбы комсоргу одного катера Алексею Васильеву оторвало правую ногу. Нечеловеческим напряжением воли Васильев дополз до пулемёта и открыл огонь по врагам...
Краснофлотец - комсомолец рулевой с катера «МО» Николай Якушев в знаменитом бою двух балтийских катеров с четырнадцатью шюцкоровскими катерами в мае 1943 года был тяжело ранен, но штурвала не выпустил. Опираясь на нактоуз (шкафик или тумбу) компаса, он продолжал вести катер. Он управлял катером до тех пор, пока не потерял сознание и не упал тут же, у штурвала. У штурвала встал другой комсомолец. Курс был всё тот же. Враги, всемеро превосходившие численностью, были разгромлены.
А подвиг комсомольца Василия Трещалова!
Трещалов во время одного налёта был ранен в голову, но продолжал подносить боезапас. Рванула следующая бомба. Трещалову оторвало ступню. Он продолжал работу, прыгая на одной ноге, хватая и подавая боезапас. Какое упорство! Святое, русское упорство.
Вот я привёл здесь три факта, случившихся в разное время... Но они одной природы, одного порядка: над мёртвой материей, над металлом и взрывчаткой германских инженеров и химиков неизменно торжествует наш советский человек, не только его техника, но его пламенеющий, неукротимый дух - ленинский дух! - его неописуемое терпение, его воля. И трижды отрадно, что эту победу одерживает наша молодёжь, впервые принимающая боевое крещение.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.